Помощник президента Аркадий Дворкович реформирует составы советов директоров госкомпаний.
Фото ИТАР-ТАСС
Правительство готово к замене чиновников на независимых директоров в крупнейших госкомпаниях – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в эфире программы «Вести в субботу». По решению президента Дмитрия Медведева все министры и руководители администрации Кремля должны выйти из советов директоров госкомпаний к 1 октября 2011 года. А до 1 июля вице-премьеры и профильные министры выйдут из советов директоров первых 17 госкомпаний. Эксперты считают, что сама по себе президентская инициатива не является значимым фактором изменения политики и больше похожа на косметическую меру без реальных экономических последствий. Смена персон, по конспирологической версии, может означать лишь смену влияния противоборствующих в преддверии выборов бюрократических кланов.
Конец прошлой недели ознаменовался бурным обсуждением последней президентской инициативы, которую уже успели окрестить чуть ли не экономической революцией Дмитрия Медведева. Речь идет об озвученных в Магнитогорске 10 мерах улучшения инвестиционного климата, которые в числе прочего предполагают устранение избыточного влияния госкомпаний. Как передают информагентства, Дмитрий Медведев потребовал «исключить практику, когда профильные руководители правительства – то есть те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, – занимают места в советах директоров, работающих в условиях конкуренции».
До 1 июля текущего года в 17 компаниях с госучастием заместители главы правительства и федеральные министры, координирующие государственное регулирование в соответствующих сферах деятельности, должны быть заменены на независимых директоров.
В список на отчисление из бизнеса попали министр финансов Алексей Кудрин, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер Игорь Сечин, министр обороны Анатолий Сердюков, министр энергетики Сергей Шматко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.
Однако на прошедших выходных помощник президента Аркадий Дворкович добавил к озвученному Медведевым решению новые интересные подробности. Выяснилось, что июльское «отчисление» высоких чиновников из 17 госкомпаний – это лишь первый этап улучшения инвестклимата в России. Второй этап должен обеспечить до 1 октября 2011 года «выход из состава советов директоров всех компаний с госучастием остальных членов правительства и руководства администрации президента».
Другими словами, осенью в госкомпаниях не должно остаться уже ни одного руководителя правительства, главы министерства и члена руководства администрации президента. «В составах советов директоров смогут остаться только чиновники более низкого уровня, например уровня замминистра или руководителя департаментов, но и они не смогут руководить советами директоров», – пояснил Дворкович.
Причем, как уточнил в выходные первый вице-премьер Игорь Шувалов, власти готовы рассмотреть вопрос об оплате деятельности независимых директоров, посаженных вместо «отчисленных» чиновников. Оплата предполагается за счет средств, которые выделяются для управления государственным имуществом.
Все эти меры позволят продемонстрировать иностранным инвесторам, что Россия открыта и безопасна для зарубежных инвестиций, резюмирует Дворкович.
Однако опрошенные «НГ» эксперты бурную радость по поводу «отчисления» высоких чиновников не разделяют, потому что не видят в этой президентской «акции» никаких признаков кардинального изменения экономической политики государства. Речь идет не об «экономической революции», а о «косметической корректировке». Косметическая корректировка тоже нужна, но она должна быть скорее уже следствием более глобальных трансформаций государственной политики, а вовсе не первопричиной и не единственной «лечебной процедурой».
Эксперты предполагают, что дальше «шлифования поверхности» власти не пойдут, и в этом самая главная проблема.
«Сама по себе такая мера к серьезным изменениям не приведет. Ведь главный вопрос заключается в том, каков будет контекст, – замечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Если власти действительно пойдут по такому пути, чтобы руководители разных ведомств оказывали меньше влияния на предприятия, где они являются членами совета директоров, если руководители ведомств не будут рассматривать эти предприятия как свои, как подведомственные, тогда позитивные изменения произойдут. Если же мера будет иметь лишь декоративный характер, то, конечно, никаких серьезных улучшений ждать не приходится».
Члены правительства Игорь Сечин, Игорь Левитин и Сергей Шматко освобождают места в советах директоров госкомпаний. Фото ИТАР-ТАСС |
Эксперты уверены: власти действительно ограничатся лишь декоративной стороной вопроса, главная ставка делалась на быстрый внешний эффект, на поверхностную «революционность», которую оценят, пожалуй, лишь фондовые аналитики. «Исключение из совета директоров госчиновников – это азбучное требование правил корпоративного управления, которое все время государством игнорировалось. А сейчас о нем решили вспомнить. Это такая косточка, кинутая либеральной общественности», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев продолжает: «Значимость этого мероприятия, которое, безусловно, необходимо, неоправданно раздута. Такое впечатление, будто у нас происходит экономическая революция, но на самом деле ничего подобного». От данной президентской акции не изменится ни ситуация с конкуренцией, которая порой активно ограничивается государством, ни механизм госрегулирования тарифов естественных монополий, тарифы так и будут расти с опережением инфляции – в интересах госкомпаний, а не россиян. Простая смена персон не излечит российскую экономику от ее главного порока – от неоправданно высокого присутствия в ней государства.
И одними госкомпаниями дело не ограничивается. Как объясняет Николаев, в России «крупный частный бизнес – это квазичастный бизнес»: «Попробуйте совершить сделку с иностранцами. Без согласования с государством ничего не получится. Без ведома государства в России ничего не делается, и все, что делается, делается только с его одобрения. В свое время, как известно, ЮКОС попытался проявить самостоятельность, и все знают, чем это закончилось».
«Изменений ждать не стоит потому, что политика в отношении госкомпаний определяется не в офисах этих компаний, а в Кремле. Неужели можно думать, что если членом совета директоров будет не крупный чиновник, а человек, всего лишь напрямую подчиняющийся крупному чиновнику, то ситуация вдруг кардинально изменится? – недоумевает Делягин. – Если место Сечина в совете директоров «Роснефти» займет, условно говоря, его адъютант или место Кудрина в ВТБ – его помощник, то от этого неформальное влияние государства на госкомпании не уменьшится».
Однако Делягин тут же добавляет, что кое-что все-таки поменяться может – «принадлежность» госкомпании либо тому, либо другому бюрократическому клану, между которыми сейчас идет борьба. «Весь вой поднят в настоящий момент исключительно для того, чтобы ослабить один из противостоящих бюрократических кланов, а именно: убрать Сечина из «Роснефти». Если вместо Сечина будет назначен не его помощник, а представитель Дворковича, тогда возможен переход контроля за «Роснефтью» в руки представителя другого бюрократического клана», – рассуждает на конспирологическую тему Делягин и добавляет, что точно такие же бюрократические и административные игры можно проводить и с независимыми членами директоров.
Эксперты считают, что у новой инициативы президента есть лишь один плюс – возможность повысить эффективность корпоративного управления. Есть надежда, что вместо чиновника, работающего по совместительству, придет профессиональный независимый директор, который будет продуктивно работать, а не просто формально голосовать по ключевым вопросам. Однако, резюмирует Николаев, «тут, естественно, возникает вопрос, насколько эти директора будут действительно независимы».