Глава Минтранса Игорь Левитин (в центре) и руководитель Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев (справа) показывают премьеру Владимиру Путину аэропорт «Шереметьево».
Фото Reuters
Настоящее и будущее московских аэропортов обсуждалось вчера на совещании, на котором председательствовал премьер Владимир Путин. Перед Минтрансом и авиаперевозчиками была поставлена задача в короткие сроки завершить формирование по-настоящему конкурентоспособного на европейском рынке авиаузла. Удовлетворение этих амбиций потребует привлечения многомиллиардных инвестиций – как государственных, так и частных.
Разговор о проблемах столичного авиаузла состоялся в аэропорту «Шереметьево», новые терминалы которого предварительно показали Владимиру Путину. Увиденное, судя по реакции, произвело на премьера благоприятное впечатление. Даже не верилось, что в канун новогодних праздников в «Шереметьево» и в «Домодедово» мог случиться транспортный коллапс. Только пассажиры, вылетавшие из «Внуково», тогда счастливо избежали задержек и отмены рейсов, ночных бдений у стоек регистрации и справочных бюро. А в конце января в «Домодедово» произошел теракт, вновь обнаживший серьезные упущения в организации безопасности всех российских аэропортов.
Все эти факты стали предметом обсуждения на вчерашнем совещании. Участники говорили в равной степени о проблемах всех трех московских аэропортов. В обсуждении участвовали мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Борис Громов, вице-премьер Сергей Иванов, глава Минтранса Игорь Левитин, главы МВД и МЧС Рашид Нургалиев и Сергей Шойгу, министр обороны Анатолий Сердюков.
Премьер призвал чиновников и авиаперевозчиков заняться оптимизацией инфраструктуры московских аэропортов. Во главу угла нужно поставить заботу о повышении комфортности и безопасности их работы, чтобы пассажирам было удобно не только летать, но и добираться в аэропорты любыми видами транспорта. Все это, по мнению Путина, должно преследовать одну цель – формирование конкурентоспособного на европейском рынке московского авиаузла. Отдельные звенья этой цепи премьер проверил лично, отправившись сразу после совещания в столицу на комфортабельном электропоезде-аэроэкспрессе.
Необходимость коренного улучшения работы московского авиаузла назрела давно. По итогам 2010 года пассажирские авиаперевозки в России выросли на 23,6%. При этом свыше половины нагрузок пришлось на аэропорты Москвы, обслужившие 51,1 млн. авиапассажиров. Эксперты отмечают, что за последнее десятилетие перевозки пассажиров аэропортами московского авиаузла выросли втрое, а количество взлетно-посадочных операций вдвое, вплотную приблизившись к предельным значениям пропускной способности аэропортов.
При этом до 2020 года прогнозируется существенный рост объема перевозок в московском авиаузле – до 86 млн. пассажиров в год, что требует реализации комплекса неотложных мер по развитию аэропортов. Под этим подразумевается реализация комплекса мероприятий по их реконструкции, оптимизация воздушного пространства московской воздушной зоны и модернизация технических средств управления воздушным движением. Такая реконструкция позволит обслуживать до 100 млн. пассажиров в год. С учетом таких перспектив В.В.Путин считает необходимым превратить Москву в главную воздушную гавань России. По его мнению, проблемы надо решать не только в небе, расширяя воздушные коридоры, путем снятия запретов и ограничений действующих сегодня по линии Минобороны, но и на земле – строя новые и реконструируя существующие автодороги, задействуя потенциал РЖД.
На совещании Путин объявил, что принято решение об объединении аэропортов «Внуково» и «Шереметьево», контрольные пакеты акций которых находятся в госсобственности. Москва заплатит за это 50 млрд. руб., которые будут компенсированы федеральным бюджетом. Премьер заверил, что у государства нет планов бесконечно долго «сидеть в активах» этих аэропортов, поэтому в будущем госпакеты акций будут проданы.
Чтобы выйти на европейские стандарты работы, московскому авиаузлу требуются колоссальные инвестиции. Львиную долю вложений придется оплатить госбюджету. Например, затраты на строительство и реконструкцию двух взлетно-посадочных полос в аэропорту «Домодедово», находящихся в федеральной собственности, составляют около 40 млрд. руб. А в соответствии с распоряжением Росавиации, стоимость комплексной реконструкции и развития всех объектов федеральной собственности «Домодедово» оценивается в 80,5 млрд. руб. В то же время реконструкция «Внуково» рассчитана на период до 2015 года, общий объем инвестиций должен составить около 45 млрд. руб. И это без учета инвестиций в развитие автодорожной сети, связывающей московские аэропорты с городом и между собой.
Эксперты уверены, что часть расходов, необходимых для реализации проектов по развитию московского авиаузла, могут взять на себя частные инвесторы. «Этот сектор интересен для частных акционеров, поскольку в московском регионе отмечается стабильно растущий пассажиропоток. Потребность в коммерческих инвестициях может составлять от 1,5 до 3 млрд. долл. с учетом перспектив дальнейшего увеличения пассажиропотока и необходимости перестройки и модернизации существующих аэропортовых мощностей», – считает старший аналитик компании «Метрополь» Андрей Рожков.