В Любляне Владимира Путина ждала торжественная встреча.
Фото Reuters
Проект газопровода «Южный поток» прирастает новыми участниками. Вчера соглашение о присоединении к проекту было подписано со Словенией. Однако пока рост числа участников не привел к качественному прорыву. Эксперты считают, что этот весьма затратный газопровод не избавит Россию от проблем со странами-транзитерами. Вместо одной Украины придется иметь дело сразу с несколькими государствами ЕС, подписавшимися под неудобным для России «третьим энергопакетом», который требует разделить поставщиков и владельцев сетей.
Вчера Россия и Словения подписали соглашение о создании совместного предприятия по проектированию, строительству и эксплуатации словенского участка трубопровода «Южный поток».
Подключение Словении к проекту стало самым главным итогом рабочего визита российского премьера Владимира Путина в эту балканскую страну. Все остальные документы представляют собой только декларации о намерениях. К таковым можно отнести меморандум о взаимопонимании между ОАО «Газпромнефть» и словенской Petrol, меморандумы о взаимодействии в сфере сельского хозяйства, а также в метрологии и стандартизации.
Партнером Путина по переговорам о торгово-экономическом сотрудничестве стал словенский премьер Борут Пахор. Общими усилиями были поставлены последние точки над «i» в затяжном процессе присоединения Словении к проекту строительства «Южного потока». Актуальность создания новых маршрутов доставки российского природного газа в страны ЕС получила подтверждение после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Европейцы, в памяти которых свежи последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, вновь засомневались в надежности атомной энергетики. Альтернативной небезопасным в густонаселенном европейском общежитии АЭС, по мнению экспертов, могут стать теплоэлектростанции, которым потребуются дополнительные объемы природного газа.
Проект «Южный поток» (South Stream) изначально задумывался в целях диверсификации маршрутов поставок российского газа европейским потребителям в обход ненадежной для транзита Украины. Как известно, он предполагает строительство газопровода по дну Черного моря в Южную и Центральную Европу. Нельзя сказать, что этот проект европейцы восприняли с воодушевлением. Опасаясь окончательно попасть в зависимость от «Газпрома», европейцы разработали так называемый «третий энергопакет», который вводит запрет на владение магистральными газопроводами компаниям, поставляющим газ. Преодолевая сопротивление, Москва задействует авторитетных союзников. Проект осуществляется «Газпромом» совместно с итальянским концерном ENI и французским Electricite de France (EdF). Накануне визита Путина в Словению этот список пополнился немецким концерном Wintershall (см. «НГ» от 22.03.11). Кроме того, интенсивные переговоры продолжаются и с французами.
Несмотря на рост числа участников проекта, эксперты высказывают сомнения в светлом будущем «Южного потока». По мнению партнера RusEnergy Михаила Крутихина, цели России и расчеты европейцев очевидно не совпадают. «Главная цель инициаторов «Южного потока» – создать для «Газпрома» непрерывную цепочку генерации прибыли от скважины до конфорки на европейской кухне и обойти таким образом Украину, где российская компания не контролирует транзитные сети. Для Европы смена маршрута вместо нового источника газа – это не шаг к укреплению энергетической безопасности и никак не может рассматриваться как диверсификация источников энергоснабжения», – говорит Крутихин.
По его словам, попытки российского руководства начать реализацию проекта через многочисленные двусторонние соглашения с каждой из стран-звеньев планируемой «цепочки» выглядят не слишком убедительно. Вступивший 3 марта в силу «Третий энергетический пакет» Евросоюза исключает монопольный контроль поставщика над транспортными сетями и открывает газопроводы, пересекающие межгосударственные границы, для газа других поставщиков. «Таким образом, разрывы в «цепочке» практически неизбежны. Похоже, что стратегическая цель «Газпрома» недостижима. Конкуренции ему в Европе не избежать», – подчеркнул Крутихин.
Пример тому – Болгария, где против монопольного пользования будущим участком «Южного потока» выступила Еврокомиссия, а также Румыния, объявившая, что страна осуществит разделение функций поставщика и оператора сети по самому радикальному варианту «третьего пакета», невзирая на договоренности с Москвой. Правила ЕС не могут не соблюдаться Бухарестом.
Москва проявляет нервозность, граничащую с отчаянием, считает Крутихин. По его словам, отсюда – бросок Путина в Брюссель в попытке помешать вступлению в силу «третьего пакета». Но эти переговоры, судя по всему, пока не дали результатов. Отсюда – новые уговоры в Словении и Сербии, бесплодные переговоры с Турцией. Отсюда – похожая на блеф идея строительства завода по сжижению газа на Черном море. Можно вспомнить и угрозы Путина на совещании в Салехарде в сентябре 2009 года, когда он заявил, что можно прекратить поставки газа в несговорчивую Европу вообще, сжижать его и продавать в Северную Америку.
«О реальности «Южного потока» можно будет говорить только тогда, когда появится технико-экономическое обоснование проекта и по нему будет принято инвестиционное решение. До этого момента – это просто переговоры, которые можно назвать и пустой болтовней, если не будет достигнут результат. Если затея с «Южным потоком» сорвется (а для этого складываются все предпосылки), то «Газпрому» придется пойти на поклон к Украине, чтобы обеспечить там транзитные маршруты», – предполагает Крутихин.
Любляна