Более 80% россиян вынуждены экономить и не могут вернуться к докризисной модели потребления. Экономить приходится либо «буквально на всем», либо на многих продуктах питания. В список необязательных расходов попали также лекарства, бензин и даже услуги ЖКХ. Такие результаты опроса граждан получили вчера специалисты портала SuperJob.ru. Эксперты согласны: работодатели не спешат повышать зарплаты, поэтому ожидать наращивания потребления не приходится.
Очередная инфляционная волна заставила россиян в 2011 году перейти к более жесткому режиму экономии. Граждане работоспособного возраста указывают, что им приходится экономить «буквально на всем» или по крайней мере на очень многих товарах и услугах – в первую очередь на продуктах питания.
Такие результаты были получены в ходе опроса, проведенного порталом SuperJob.ru в середине марта среди тысячи респондентов из всех округов России.
Примерно каждый третий россиянин в ходе опроса сообщил, что в наступившем году его семье пришлось начать экономить на продуктах питания и существенно менять свой рацион. Многие семьи отказались от большинства фруктов и овощей, от некоторых видов молочной продукции, перешли на дешевые виды мяса и рыбы, основной упор в таком рационе делается на доступные крупы (рис, овсянка), куриное мясо и печень. Каждый четвертый россиянин отметил, что он вынужден экономить не только на каких-то видах продуктов питания, но и вообще – «буквально на всем».
Согласно результатам опроса, люди начали внимательнее относиться к «лишним тратам», причем лишними в семейных бюджетах стали теперь траты на одежду, обувь, развлечения, отдых, хобби, подарки, сотовую связь и Интернет. Примечательно, что у части семей под сокращение попали в том числе и расходы на дорогие лекарства, а также на автомобильный бензин, то есть некоторые россияне пересели с личного транспорта на общественный, в котором есть возможность проезжать зайцем. Прозвучали и такие варианты сохранения личного бюджета, как экономия на коммунальных услугах: 3% семей стали уменьшать потребление воды и электричества. Есть также редкие примеры полного игнорирования коммунальных счетов.
В итоге, согласно данным SuperJob.ru, лишь 17% из всех опрошенных граждан не столкнулись в этом году с необходимостью на чем-либо экономить. Остальные же респонденты так или иначе пересмотрели основные статьи расходов семейного бюджета.
Эксперты соглашаются с такими результатами опроса. Россияне сегодня действительно склонны, во-первых, экономить, во-вторых, откладывать деньги на более крупные покупки, которые они совершат в будущем, или на случай ухудшения ситуации.
Несмотря на то что окончание кризиса было фактически «объявлено» сверху, рынок труда и рынок доходов не вернулись в докризисное состояние, и в ближайшее время они вряд ли достигнут уровня начала 2008 года. Об этом, в частности, сообщил «НГ» гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Докризисные галопирующие зарплаты отчасти компенсировали галопирующие цены, люди активно потребляли, чему также способствовало и огромное предложение кредитных ресурсов», – напомнил эксперт и добавил, что сейчас такие процессы в российской экономике не наблюдаются.
Работодатель теперь не торопится поднимать зарплаты, поскольку он, как замечает Микаелян, «чувствует себя сейчас гораздо комфортней, соответственно, и граждане не идут по пути потребления, находясь в режиме ожидания». Все это привело к тому, что потребители переориентировались из одного класса товаров в другой – более доступный по цене.
В то же время среди продавцов заметен оптимизм. Так, например, в сегменте непродовольственных товаров отмечается оживление, которое некоторые торговые компании сравнивают чуть ли не с докризисным уровнем. «В разгар кризиса «просели» дорогие направления, например ноутбуки стоимостью от 30 тысяч рублей, имиджевые смартфоны, дизайнерская бытовая техника и т.п. Люди не покупали дорогую технику, но вообще от обновления техники все-таки не отказывались, просто они предпочитали товары экономичного сегмента. Однако начиная с лета 2010 года спрос на «просевшие» направления восстановился», – сообщил менеджер по связям с общественностью компании «М-Видео» Антон Пантелеев.
Вполне возможно, такое обновление является в том числе и вложением средств в непродовольственные товары, которые в прошлом году в отличие от продуктов питания в инфляционной гонке как раз практически не участвовали и стали в глазах россиян доступнее, нежели все остальное.