Российские газовики хотят увеличить продажи своего голубого топлива в Европу.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Россия готова увеличить продажу своего магистрального газа в Европу на 6 млрд. куб. м за 100 дней, высвободив эквивалентные объемы поставок сжиженного природного газа для пострадавшей Японии. С такой инициативой в субботу выступил премьер Владимир Путин. Он также предложил перебросить электроэнергию с Сахалина на Японские острова. Эксперты видят в этом интересы «Газпрома», который хотел бы восстановить и даже увеличить поставки газа в Европу. Кроме того, нет уверенности в том, что японская энергетика сможет переварить дополнительные объемы газа, который должен заместить выпадающую долю мирного атома. Да и на прокладку электрокабеля между Сахалином и Хоккайдо потребуется до двух лет.
«Уже сегодня «Газпром» готов увеличить поставки природного газа в Европу по трубопроводам на 60 миллионов кубометров в сутки, что примерно соответствует 40 тысячам тонн сжиженного природного газа (СПГ). Высвобожденные таким образом объемы СПГ будут направлены в Японию», – сказал Владимир Путин на совещании по развитию ТЭКа Восточной Сибири и Дальнего Востока в Южно-Сахалинске. При этом он признал, что это станет возможным в ближайшее время, но «только в результате скоординированных действий с европейскими партнерами».
«Такая масштабная разменная операция России и стран Евросоюза окажет реальную помощь Японии. За 100 дней в Европу с нашей стороны может быть поставлено для размена дополнительно до 6 миллиардов кубометров трубопроводного газа. Соответственно Япония получит до 4 миллионов тонн СПГ», – подчеркнул Путин.
Японским компаниям российская сторона направила приглашение войти в реализацию крупнейших энергопроектов на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Речь идет в том числе об участии в освоении Ковыктинского и Чаяндинского нефтегазовых месторождений. Помимо газа Путин обещает японцам стабильные поставки угля, нефти, а также проработать схему переброски электроэнергии с Сахалина.
Реакция Токио на инициативы российского премьера пока неизвестна. Что касается экспертов, то их отношение к новым энергетическим инициативам неоднозначно. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что технически для «Газпрома» вполне по силам увеличить в короткий срок поставки газа в страны Евросоюза по «разменной схеме»: вместо перенаправленного в Японию СПГ, который производит Катар. «Экспорт российского газа в 2010 году снизился на 10 миллиардов кубометров по сравнению с кризисным 2009 годом», – напомнил Правосудов. В сложившейся ситуации невостребованные объемы топлива могут быть доставлены европейскими потребителями в виде спотовых поставок вместо катарского СПГ.
Если в 2008 году доля российского газа в экспорте в Европу составляла 36,8%, то в 2009 году снизилась до 33,2%. И в 2010 году доля России на европейском газовом рынке продолжала сокращаться. Газпромовские поставки в Европу вытесняют в основном конкурирующий газ из Норвегии и Катара. Правда, остается неясным, согласятся ли европейцы увеличить зависимость от России за счет восстановления присутствия «Газпрома» на своем рынке. Однако Правосудов убежден, что европейцев такая перспектива не испугает, а у Японии есть возможности для того, чтобы принять в ограниченный период времени столь внушительный объем природного газа.
«Газпрому» удастся заработать не только на повышении объемов экспорта газа, но и за счет высоких спотовых цен на газ, которые с начала марта выросли более чем на 10%. В Европе цены на газ уже превысили не только среднюю расчетную цену долгосрочных контрактов «Газпрома» для первого квартала (327 долл. за 1 тыс. куб. м), но и для всего 2011 года (352 за 1 тыс. куб. м). На британской National Balancing point (NBP) 15 марта газ подорожал до 367 долл. за 1 тыс. куб. м, на Центрально-Европейском газовом хабе в австрийском Баумгартене 16 марта цена на газ составила 383 долл. за 1 тыс. куб. м. С учетом этого дополнительные объемы российского газа, если они будут поставляться в Японию по спотовой цене, могут стоить около 390 долл. за 1 тыс. куб. м, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Опыт работы на спотовом рынке у «Газпрома» имеется, отметил эксперт. Таким образом, компания в случае положительного отклика на инициативу Путина со стороны Евросоюза и Японии способна провести необходимые операции.
Однако Крутихин указывает на ряд обстоятельств, которые могут повлиять на реализацию этого проекта. Дело в том, что Катар искусственно сдерживает рост мощностей по производству СПГ. Сейчас эти мощности, по оценке аналитика, загружены всего на 80–83% и Катар вполне способен направить в Японию необходимые объемы СПГ, практически не сокращая поставок в Евросоюз и оставив не у дел «Газпром». Ко всему прочему у Крутихина вызывает сомнение способность японской экономики в ограниченный период переварить 4 млн. тонн СПГ, которые были названы Путиным. «Мне кажется, тут больше пропаганды и политики, как во всем, что у нас связано с «Газпромом», – подчеркнул он.
Не менее критически эксперты оценивают перспективы сотрудничества России и Японии в сфере электроэнергетики. Предложение премьера подумать о возможностях переброски электроэнергии с Сахалина на Японские острова физически может быть реализовано только года через два – такой срок необходим для создания проекта и прокладки электрокабеля. Потребуется также синхронизация энергосистем двух стран. За эти два года японцы вполне могут успеть построить у себя новые ТЭЦ взамен выведенных из эксплуатации энергоблоков АЭС «Фукусима-1».