Вице-премьер Игорь Сечин ждет роста цен на природный газ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На будущей неделе премьер Владимир Путин отправится в Словению и Сербию, где ему предстоит обсуждать детали участия этих стран в проекте строительства газопровода по дну Черного моря South Stream («Южный поток»). Однако позиция Турции, отказавшей «Газпрому» в разрешении прокладывать трубу в ее морской экономической зоне, ставит под сомнение целесообразность предстоящего визита главы российского правительства на Балканы. Эксперты считают, что кроме Турции есть и другие страны – участницы проекта, готовые в любой момент выйти из него, создав тем самым проблемы для Москвы.
Вице-премьер России Игорь Сечин вчера выступил с прогнозом неизбежности роста цен на природный газ в связи с последствиями землетрясения в Японии и аварией на АЭС «Фукусима-1», а также событиями в Северной Африке, где в ряде арабских стран не утихают протесты населения против правящих режимов. «Цена уже растет в связи с событиями в Японии и в Северной Африке. Растут цены на нефть и на газ», – заявил Сечин журналистам, добавив, что, по его мнению, эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе.
Между тем еще одной косвенной причиной роста цен на природный газ, спрос на который скорее всего будет повышаться по мере остановки атомных электростанций, могут стать проблемы строительства газопровода «Южный поток». В среду на переговорах президента РФ Дмитрия Медведева с премьером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом турецкая сторона объявила, что не разрешает «Газпрому» прокладывать трубу по дну моря в ее исключительной экономической зоне. Сечин тут же заявил, что при таком раскладе Россия готова вообще отказаться от «Южного потока». В качестве альтернативы вице-премьер назвал проект строительства на Черноморском побережье завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который можно будет экспортировать в Европу танкерами (см. «НГ» от 10.03.11).
Любопытно, что несколькими днями ранее об этом варианте говорил и Путин, правда, в контексте возможной диверсификации южного направления поставок газа в страны ЕС. Похоже, для Москвы демарш Анкары не стал неожиданностью. Более того, Россия заблаговременно пыталась надавить на Турцию, которая не стесняется выторговывать все новые льготы и преференции.
Напомним, проект «Южного потока» – один из самых амбициозных и дорогостоящих проектов «Газпрома». Затраты оцениваются в 15–25 млрд. долл. Протяженность газопровода составит более 3 тыс. км, из которых примерно треть пройдет по дну Черного моря. Новая газовая труба свяжет Новороссийск с Варной, далее две ветви проложат через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Проектная мощность «Южного потока» – 63 млрд. куб. м газа в год. Партнерами «Газпрома» в реализации проекта являются итальянская Eni и французская EdF.
Серьезность намерений Москвы переключиться со строительства газопровода на строительство завода по производству СПГ, если «Южный поток» столкнется «с непреодолимыми препятствиями», подтвердил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. «Завод по СПГ является гармоничной составной частью проекта «Южный поток», но если столкнемся с непреодолимыми препятствиями при реализации проекта, эта составная часть может стать и полной альтернативной трубопроводному варианту», – подчеркнул он.
Независимые эксперты не верят в жизнеспособность проекта строительства завода по производству СПГ на Черноморском побережье России, отмечая, что едва ли цена вопроса будет ниже, чем цена «Южного потока». Ко всему прочему без достижения договоренностей с Анкарой о свободном пропуске танкеров с СПГ через Босфор и Дарданеллы Москве в любом случае не обойтись.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин назвал историю с заводом СПГ «очередным блефом». Строительство такого завода на Черноморском побережье России предполагает строительство терминалов по разжижению газа в Болгарии и Румынии. А это – дополнительные затраты. Кроме того, Турция не единственная «черная дыра» на пути «Южного потока» в Европу. По мнению Крутихина, под вопросом и Румыния, с одной стороны, подписавшая межправительственное соглашение с Россией по газопроводу, но в то же время готовая принять третий энергопакет Евросоюза, исключающий для «Газпрома» саму возможность быть собственником магистральных газопроводов. Следовательно, на румынском участке, как и на турецком, «Южный поток» может быть неожиданно разорван.
Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг выразил уверенность, что Москва от «Южного потока», несмотря на заявления о поиске альтернативных путей поставок газа, не откажется. «Подобные высказывания – попытка надавить на турецкую сторону в расчете ускорить начало строительства газопровода. Не исключено, что после таких слов на Анкару будут давить и другие европейские страны, заинтересованные в диверсификации путей поставки российского газа», – сказал Бирг. По его мнению, Россия вложила слишком много политического и экономического капитала для того, чтобы похоронить «Южный поток».
«Турция ведет себя как обычная страна-транзитер, пытаясь продать свое разрешение на строительство газопровода как можно дороже. Идет обычный торг. Россия если и пойдет на уступки, то на незначительные», – говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Он разделяет мнение коллег относительно того, что разговоры о заводе СПГ – миф, необходимый, чтобы повлиять на решения турецких партнеров. Идея сама по себе нереалистична уже потому, что строительство завода может растянуться лет на семь, тогда как «трубу», как показывает опыт «Северного потока», можно проложить гораздо быстрее.
Между тем на заседании президиума правительства РФ в четверг министр энергетики Сергей Шматко объявил, что строительство завода СПГ с поставкой только в пределах Черноморского бассейна – наиболее затратный вариант. «Но экономика улучшается, если мы рассматриваем возможность выхода газовозов в Средиземноморье и дальше на глобальный рынок», – сказал Шматко. «Сегодня мы можем утверждать в рамках предварительных оценок, что самым привлекательным направлением являются поставки СПГ с полуострова Ямал», – подчеркнул министр.