0
1186
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2011 00:00:00

Министерство транспортной неосведомленности

Тэги: транспорт, авиация, чп, минтранс


Министерство транспорта РФ, как известно, нередко подвергается критике. Это, естественно, другое дело, что повод к этой критике подчас дают сами чиновники. Как делами, так и своими заявлениями. Касается это и министра транспорта Игоря Левитина. Похоже, министр слишком буквально воспринимает лозунг «Больше дела, меньше слов». А потому всякий раз, затевая очередной проект, ставит общество перед крайне сомнительными фактами вроде проблемы с вырубкой леса вдоль будущей трассы Москва–Санкт-Петербург и строительства платных автодорог. Правда, когда Игорь Левитин все же пускается в объяснения, репутация вверенного его попечению ведомства все равно несет сокрушительные потери.

Похоже, что до сих пор от серьезной кадровой ревизии транспортное ведомство спасал талант министра Игоря Левитина, опытного и осторожного аппаратчика. В отличие от многих коллег в критических ситуациях глава Минтранса никогда не опускался до жалких оправданий, всегда переходя в атаку. Правда, по мере развала транспортной отрасли информационная политика Левитина стала вредить имиджу всего министерства. Так, выступая с докладом о причинах предновогоднего, вызванного ледяным дождем авиационного коллапса в аэропорту «Домодедово», Игорь Левитин проявил поразительную неосведомленность о действующих в стране законах, нормах энергоснабжения и полномочиях должностных лиц. Понятно, что любой неподготовленный человек мог легко запутаться в данных о количестве задействованных в обеспечении работы аэродромных дизель-генераторных установок (ДГУ). Но и другие претензии к аэропорту, озвученные министром, настолько путаны, что требуют подробного разбора.

Сомнения у специалистов вызвало буквально первое же утверждение министра, заявившего, что «┘в зарубежных странах электроснабжение к таким объектам подводится под землей, что позволяет избежать подобных ситуаций и минимизировать возможность террористических актов». Дело в том, что именно к такому – подземному – типу коммуникаций относятся все кабельные линии электроснабжения от двух питающих подстанций ОАО «МОЭСК» к аэропорту «Домодедово». Да и гневное заявление Игоря Левитина относительно того, что «┘в аэропорту «Домодедово» не было предусмотрено автономных резервных источников электроснабжения объектов», объяснить трудно. Объекты аэропорта «Домодедово», как гласит пресс-релиз компании, полностью соответствуют действующим нормам по электроснабжению по той простой причине, что отраслевые документы не предусматривают необходимости автономных резервных источников тока. Тем не менее ряд систем аэровокзала – водоснабжение, канализация, система контроля доступа – оборудован аварийными дизель-генераторами. Требования по потребителям 1-й, 2-й и 3-й категорий надежности энергоснабжения соблюдены в соответствии с «Временными нормами технологического проектирования аэровокзалов и аэропортов» (ВНТП 3-81). Имеется заключение Главгосэкспертизы № 303-07/ГГЭ-4648/05 от 27.04.07.

Возможно, Игорь Левитин огорчен несовершенством упомянутых нормативных документов. Но это, надо полагать, прямой результат бездействия его подчиненных. Специалисты Минтранса обязаны были провести упреждающий анализ возможных экстремальных ситуаций на стратегических объектах – ледяной дождь, камнепад, цунами┘ И прописать в нормативных актах создание многоуровневой аварийной системы энергоснабжения и жизнеобеспечения или хотя бы просто поинтересоваться состоянием ключевых транспортных узлов и коммуникаций. Благо поводов для этого хватало с избытком. К примеру, жители Туапсе годами сообщали о признаках оползневого процесса на шоссе в Сочи. Однако в итоге дорога рухнула и заблокировала подвоз стройматериалов к олимпийским объектам. Минтранс лишь добросовестно зафиксировал масштабы ЧП.

Некоторые утверждения главы Минтранса и вовсе можно отнести к разряду анекдотичных. К примеру, Игорь Левитин посетовал, что администрация аэропорта «Домодедово» не смогла «объективно оценить обстановку и своевременно объявить чрезвычайную ситуацию», и добавил, что аэропорт обязан был закрыть пассажирский терминал и эвакуировать пассажиров. Между тем, согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», информирование населения о ЧС находится в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. А принудительная эвакуация людей допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом: при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Причем строго по решению соответствующего должностного лица органа пожарной безопасности (статья 22 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), или органа государственной власти субъектов Российской Федерации, или органов местного самоуправления (статья 11 ФЗ о ЧС). В любом другом случае выдворение пассажиров может быть квалифицировано как самоуправство. Справедливости ради надо заметить, что администрация аэропорта «Домодедово» 26 декабря 2010 года вовремя оповестила о ЧС все ведомственные организации: Главный центр, Центральную диспетчерскую службу, Московский зональный центр УВД, МЧС России по Московской области. Население проинформировали через новостные интернет-агентства.

В завершение доклада Игорь Левитин рекомендовал администрации аэропорта «Домодедово» «принять меры к обеспечению достаточного количества турникетов при въезде на площади у аэровокзальных комплексов и выезде с них, надлежащей организации движения автотранспорта и посадки, высадки пассажиров». Но министра, похоже, до сих пор не просветили, что в «Домодедово» завершена замена оборудования автоматизированной парковочной системы (АПС). Современная АПС «Абакус 12.0» имеет пропускную способность от четырех до шести машин в минуту. Таким образом, 11 въездов на привокзальную площадь аэропорта обеспечат пропускную способность до 3600 машин в час. А это гарантирует беспрепятственный проезд транспорта в часы пиковых нагрузок.

Пожалуй, впору задуматься о возможных конспирологических объяснениях. Правда, не верится, чтобы Игорь Левитин сознательно поставил под сомнение свою профессиональную репутацию. Другое дело, что глава транспортного ведомства, как отмечают СМИ, традиционно отстаивает интересы аэропорта «Шереметьево» и лоббирует идею создания единого центра управления аэропортами. «Домодедово» – прямой конкурент бывших «главных ворот страны», руководство которого без восторга восприняло идею объединения, давно испытывает давление со стороны министерства. Понятно, что предновогодний природный катаклизм, фактически остановивший работу крупнейшего аэропорта страны, дает министру повод для попытки раз и навсегда «консолидировать» столичные аэропорты в единую полугосударственную структуру и даже, возможно, назначить «своего человека».

Однако стоит напомнить, что после авиаколлапса руководством страны были даны поручения разобраться в его причинах и предложить реальные инициативы по исправлению ситуации. Но на деле это вновь выражается в борьбе за установление управленческого контроля, что ведет соответственно к перераспределению финансовых потоков. Где же реальные, эффективные предложения и меры? Почему Минтранс и его глава, который руководит ведомством вот уже семь лет, не озаботились этим раньше? Увы, разного рода транспортные проблемы в стране не редкость. И всегда после распоряжений «сверху» Минтранс «берет под козырек». Вот только реальных улучшений почему-то не заметно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
237
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
266
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
406
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
158

Другие новости