0
1560
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2011 00:00:00

Металлургов отправят вслед за нефтяниками

Тэги: нефть, металл, цены


нефть, металл, цены Рост инфляции теперь зависит еще и от металлургов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Не успело правительство придушить рост цен на бензин, как появилась новая угроза – подорожание металла. Если бензин за прошлый год подорожал, по данным Росстата, на 11–12%, то металл гораздо больше – на 20–30%. Да и в 2011 году рост цен вряд ли остановится. При этом сбить цены одними властными окриками – как получилось в нефтянке – в металлургии вряд ли удастся.

Цены на толстолистовой прокат выросли с января 2010 года на 20%, а на плоский прокат из нержавеющей стали – на 34,8%, свидетельствует опубликованная в минувшую пятницу статистика Росстата за январь текущего года. Для сравнения: цены на бензин АИ-95 выросли «всего» на 11,4%, а на АИ-92 – на 12,7%, сообщает статистическое ведомство.

Резкий рост цен на металлы будет серьезным препятствием для экономического роста, считают в Минэкономразвития. По мнению чиновников, существует риск, что высокие темпы роста цен на металлы продержатся весь 2011 год. По оценке замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, «только по черным металлам рост цен в этом году может достичь 30%, не говоря уже о цветных». Подстегнет мировой спрос на металлы и необходимость восстановления пострадавших районов Японии.

По прогнозам ФАС, рост цен на металлургическую продукцию и тарифы естественных монополий станет значимым инфляционным фактором и негативно повлияет на экономический рост. Со своей стороны, антимонопольное ведомство включило крупнейшие металлургические предприятия страны в реестр хозяйствующих субъектов с доминирующим положением на рынке. Как отмечалось в прессе, например, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) производит 65% штрипса (стальной ленты) – заготовки для выпуска труб для рынка, а «Северсталь» – более 35% штрипса для нефтегазовых труб.

Напомним, что ценовая война на российском металлургическом рынке разгорелась еще летом прошлого года. Изначально претензии в адрес российских промышленников о необоснованном росте стоимости металлопродукции прозвучали от «Уралвагонзавода», затем к жалобам присоединились автопроизводители. В частности, «АвтоВАЗ» подал жалобу в ФАС на компанию «Северсталь» из-за повышения цен на листовой прокат.

В декабре прошлого года к проблеме цен на металл вынужден был подключиться и премьер-министр РФ Владимир Путин, взявший вопрос ценообразования и уровня тарифов под контроль. В результате он посоветовал крупным поставщикам и производителям металлургической продукции вернуться к практике заключения долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цены. По его мнению, проблема может быть урегулирована введением экспортных пошлин на руду и прокат.

Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, решить проблему роста цен на металлы чисто административными методами, как это произошло с ценами на топливо, вряд ли получится. «Теоретически административное регулирование цен возможно, но практически это довольно сложно осуществить, – полагает аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский. – По металлам цены практически полностью подвержены мировым трендам, а потому влиять на них со стороны государства почти невозможно». По его словам, до кризиса горячекатаный прокат стоил более 1 тыс. долл. за тонну, холоднокатаный – 1,2 тыс. долл. за тонну. Но в кризис цена упала почти в два раза. «И тогда никто – ни «АвтоВАЗ», ни другие потребители – не кричали о том, что они будут снижать цену на свою продукцию, – напоминает Сосновский. – А после кризиса цена выросла почти в два раза, и тогда же начались проблемы и крики о том, что цены душат производство». Это не совсем честное поведение, считает аналитик. «Что же касается государства, то сейчас оно может влиять на ситуацию лишь экспортными пошлинами, – полагает он. – Но простая параллель решения проблемы, как это было с нефтянкой, не пройдет».

С этим мнением согласен и аналитик компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. По его мнению, с металлургами, производство которых в большей мере направлено на экспорт, проще разговаривать с помощью пошлин, а не методами простого административного регулирования.

Но пока металлурги ждут решений властей, инфляция получит очередную подпитку. Из-за подорожания металла эксперты предсказывают рост цен на строительство, железнодорожные перевозки и далее – по всей цепочке отраслей, где металл и цены на него составляют наиболее значимую долю. А затем это скажется и на всей экономике, чего так боятся Минэкономразвития и ФАС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1806
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1533
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1337
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости