Рост инфляции теперь зависит еще и от металлургов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Не успело правительство придушить рост цен на бензин, как появилась новая угроза – подорожание металла. Если бензин за прошлый год подорожал, по данным Росстата, на 11–12%, то металл гораздо больше – на 20–30%. Да и в 2011 году рост цен вряд ли остановится. При этом сбить цены одними властными окриками – как получилось в нефтянке – в металлургии вряд ли удастся.
Цены на толстолистовой прокат выросли с января 2010 года на 20%, а на плоский прокат из нержавеющей стали – на 34,8%, свидетельствует опубликованная в минувшую пятницу статистика Росстата за январь текущего года. Для сравнения: цены на бензин АИ-95 выросли «всего» на 11,4%, а на АИ-92 – на 12,7%, сообщает статистическое ведомство.
Резкий рост цен на металлы будет серьезным препятствием для экономического роста, считают в Минэкономразвития. По мнению чиновников, существует риск, что высокие темпы роста цен на металлы продержатся весь 2011 год. По оценке замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, «только по черным металлам рост цен в этом году может достичь 30%, не говоря уже о цветных». Подстегнет мировой спрос на металлы и необходимость восстановления пострадавших районов Японии.
По прогнозам ФАС, рост цен на металлургическую продукцию и тарифы естественных монополий станет значимым инфляционным фактором и негативно повлияет на экономический рост. Со своей стороны, антимонопольное ведомство включило крупнейшие металлургические предприятия страны в реестр хозяйствующих субъектов с доминирующим положением на рынке. Как отмечалось в прессе, например, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) производит 65% штрипса (стальной ленты) – заготовки для выпуска труб для рынка, а «Северсталь» – более 35% штрипса для нефтегазовых труб.
Напомним, что ценовая война на российском металлургическом рынке разгорелась еще летом прошлого года. Изначально претензии в адрес российских промышленников о необоснованном росте стоимости металлопродукции прозвучали от «Уралвагонзавода», затем к жалобам присоединились автопроизводители. В частности, «АвтоВАЗ» подал жалобу в ФАС на компанию «Северсталь» из-за повышения цен на листовой прокат.
В декабре прошлого года к проблеме цен на металл вынужден был подключиться и премьер-министр РФ Владимир Путин, взявший вопрос ценообразования и уровня тарифов под контроль. В результате он посоветовал крупным поставщикам и производителям металлургической продукции вернуться к практике заключения долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цены. По его мнению, проблема может быть урегулирована введением экспортных пошлин на руду и прокат.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, решить проблему роста цен на металлы чисто административными методами, как это произошло с ценами на топливо, вряд ли получится. «Теоретически административное регулирование цен возможно, но практически это довольно сложно осуществить, – полагает аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский. – По металлам цены практически полностью подвержены мировым трендам, а потому влиять на них со стороны государства почти невозможно». По его словам, до кризиса горячекатаный прокат стоил более 1 тыс. долл. за тонну, холоднокатаный – 1,2 тыс. долл. за тонну. Но в кризис цена упала почти в два раза. «И тогда никто – ни «АвтоВАЗ», ни другие потребители – не кричали о том, что они будут снижать цену на свою продукцию, – напоминает Сосновский. – А после кризиса цена выросла почти в два раза, и тогда же начались проблемы и крики о том, что цены душат производство». Это не совсем честное поведение, считает аналитик. «Что же касается государства, то сейчас оно может влиять на ситуацию лишь экспортными пошлинами, – полагает он. – Но простая параллель решения проблемы, как это было с нефтянкой, не пройдет».
С этим мнением согласен и аналитик компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. По его мнению, с металлургами, производство которых в большей мере направлено на экспорт, проще разговаривать с помощью пошлин, а не методами простого административного регулирования.
Но пока металлурги ждут решений властей, инфляция получит очередную подпитку. Из-за подорожания металла эксперты предсказывают рост цен на строительство, железнодорожные перевозки и далее – по всей цепочке отраслей, где металл и цены на него составляют наиболее значимую долю. А затем это скажется и на всей экономике, чего так боятся Минэкономразвития и ФАС.