0
3476
Газета Экономика Интернет-версия

10.03.2011 00:00:00

Разжижение "Газпрома"

Тэги: газпром


газпром Премьер-министр Владимир Путин рекомендует министру энергетики Сергею Шматко подумать о строительстве нового завода по сжижению природного газа на берегу Черного моря.
Фото с сайта правительства РФ

С помощью новых технологий Россия может победить в острейшей конкурентной борьбе за транзит азиатского газа в Европу. Вчера премьер Владимир Путин посоветовал главе Минэнерго Сергею Шматко подумать о строительстве нового завода по сжижению природного газа (СПГ) на берегу Черного моря. Новый завод СПГ может стать технологическим прорывом России, который сделает ее экспорт более надежным и независимым от капризов стран-транзитеров. Кроме того, проект черноморского завода СПГ изменит расстановку сил вокруг конкурирующих газопроводов Nabucco, «Южный поток» и даже Транскаспийского трубопровода, о котором договариваются сегодня Туркмения и Азербайджан. Черноморский СПГ может оказать давление и на Украину, которая ищет ресурсы для модернизации своей газотранспортной системы.

«Вы, пожалуйста, рассмотрите как возможную часть реализации проекта «Южный поток» строительство предприятия по сжижению газа на территории РФ в южном регионе на берегу Черного моря и возможность использования будущего завода по сжижению газа на Ямале в рамках проекта, который был недавно сформулирован компаниями НОВАТЭК и Total, – заявил, обращаясь к Шматко, премьер Путин. – Можно с подключением возможностей «Газпрома» все это делать. Надо просчитать стоимость транспорта из этого региона на европейский рынок и на другие мировые рынки. Мы понимаем, что строительство заводов по сжижению раскрывает нам больше возможностей по диверсификации рынков сбыта. Но параллельно нам нужно поговорить с нашими коллегами в Европе и о том, чтобы совместно с ними поработать над проектами строительства сооружений по приему сжиженного газа и по строительству сооружений по его разжижению и направлению в газотранспортную систему европейских партнеров».

Между тем у анонсированного Путиным проекта уже есть конкуренты. Как известно, в рамках проекта AGRI–Azerbaijan– Georgia–Romania Interconnector предполагается транспортировка азербайджанского газа на Черноморское побережье, сжижение его на специальном терминале и транспортировка морем в Румынию, где он будет регазифицироваться. В рамках этого проекта будут созданы газовые терминалы в портах Констанца (Румыния) и Кулеви (Грузия).

К тому же Туркмения и Азербайджан 2 марта объявили о готовности приступить к совместной реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Первым шагом станет оценка экологических рисков прокладки газовой ветки по дну Каспия. Ранее президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов твердо пообещал находившемуся с визитом в Ашхабаде главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу развивать европейское направление в энергетической политике своей страны. По его словам, для этого у Туркмении имеются все необходимые условия. И прежде всего наличие больших запасов природного газа, которые, по уточненным данным, оцениваются в 21 трлн. куб. м. В числе вариантов доставки природного газа на европейские рынки туркменский лидер назвал «строительство трубопровода по дну Каспийского моря и транспортировку природного газа по Каспию на специализированных морских судах-танкерах». Он заверил, что контракт на поставку газа может быть подписан «хоть сегодня»: «Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркмении до потребителей».


Такие танкеры-газовозы могут появиться в акватории Черного моря.
Фото PhotoXPress.ru

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник предполагает, что «игра с СПГ» со стороны России служит элементом давления на Украину, подталкивая ее к более активным действиям. Учитывая, что с «Южным потоком» все в порядке, Россия требует однозначного ответа – либо официальный Киев соглашается передать контроль над газотранспортной системой (ГТС) российскому «Газпрому», либо Россия будет активнее действовать на реализации «Южного потока», который лишит Украину транзитных дивидендов. «Торги и консультации могут идти до конца этого года, тогда же будут сформулированы и основные решения», – считает Пасечник. При этом как конкурент проект AGRI вряд ли состоится. «Думаю, что в Грузии завод по СПГ построен не будет», – считает аналитик.

В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что Транскаспийский газопровод, если он действительно будет построен, станет основным источником снабжения Nabucco, поскольку азербайджанские ресурсы, видимо, оказались сильно переоценены, а доступ к иранским запасам Европа фактически отсекла себе сама. «Вместе с тем исходная версия маршрута предполагает подключение транскаспийской трубы именно к Nabucco и дальнейшую прокачку по территории Турции, – рассуждает он.

– В принципе турецкое руководство несколько охладело к проекту, возможно, благодаря усилиям российской стороны, однако нельзя исключать, что при определенном давлении со стороны ЕС, и прежде всего Еврокомиссии или США, интерес к проекту вновь резко возрастет. Так что риски для «Южного потока» формально остаются».

В то же время, по словам Александрова, вариант транспортировки сжиженного туркменского газа по Черному морю сильно удорожает конечное сырье. «Таким образом, пока для проекта черноморского СПГ остается только азербайджанский газ, а свободных экспортных объемов у страны практически нет, – считает он. – Строить же терминал на 1–2–3 млн. тонн СПГ в год, в общем-то, не имеет большого смысла, и это в любом случае не является угрозой планам «Газпрома» или «Южному потоку».

В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова поясняет, что, пока не решен главный вопрос юридического разделения акватории и дна Каспия, Транскаспийский газопровод смог бы стать реальной угрозой «Южному потоку» лишь после четкого закрепления границ пятью государствами: Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Россией, Казахстаном. «Что касается «гонки СПГ», то это, кажется, вполне реализуемо, – отмечает она. – В таком случае шансы на успех будут напрямую зависеть от ценовых условий, предложенных сторонами. Впрочем, у российского проекта присутствует маленький недостаток – о нем заговорили слишком поздно, и договоренностей с какими-либо сторонами пока нет – даже устных. Тогда как проект AGRI как минимум на бумаге уже есть».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1020
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
931
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1728
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
783

Другие новости