0
1808
Газета Экономика Интернет-версия

02.03.2011 00:00:00

Что спасло Россию от еще более глубокого кризиса

Тэги: россия, кризис, сырье


Отраслевая картина кризиса говорит о том, что сырьевая структура экономики спасла Россию от еще более глубокого спада, чем мы наблюдали в 2009 году. Да и сегодня именно добыча сырья стала тем самым локомотивом, который вытаскивает всю экономику из кризиса. К такому выводу пришли вчера экономисты, которые сравнивали темпы восстановления различных секторов промышленности. Правда, выход из кризиса за счет роста добычи привел к парадоксальному эффекту: экономика стала значительно менее чувствительной к росту мировых цен на нефть, тогда как их возможное снижение будет крайне болезненным.

В ходе вчерашнего заседания Экономического клуба компании ФБК был представлен аналитический доклад «Экономический кризис через призму отраслевого анализа». После провального в экономическом плане 2009 года, по итогам 2010 года был зафиксирован рост ВВП почти на 4%. Правда, в разных отраслях адаптация к кризису и выход из него проходит по-разному. Например, строительство в 2009 году просело на 16%, а по итогам 2010 года рост зафиксирован в пределах символического 1%. А вот оборот розничной торговли, после падения за 2009 год на 4,9% в 2010 году вырос почти на 5%.

Точкой отсчета для анализа спада производства в различных отраслях стал октябрь 2008 года, когда наиболее отчетливо проявились кризисные явления – поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. При сравнении темпов посткризисного восстановления лучше других показала себя «добыча полезных ископаемых» (см. таблицу), что связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Второе место по приросту производства с начала кризиса занимает «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви», что объясняется снижением таможенных пошлин на ввоз сырья и полуфабрикатов. Если верить статистике, то промышленное производство уже практически вышло на докризисный уровень. Однако это вовсе не значит, что восстановились абсолютно все производства. Так, целлюлозно-бумажное производство, деревообработка, полиграфия, производство транспортных средств, машин и оборудования, в частности электрооборудования, еще заметно отстают от докризисных показателей.

Таким образом, российскую промышленность из кризиса сегодня вытаскивает именно сырьевой сектор, который скорее всего уберег Россию от еще более тяжелых последствий кризиса. «Если бы не сырьевая структура российской экономики, то падение могло бы быть гораздо серьезнее и превысить 20%. Что, например, произошло в странах Прибалтики», – говорит Николаев.

Как пояснила директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова, страны, где большую долю экономики составляет экспорт сырья, пострадали в кризис меньше других. «Но успокаиваться вряд ли стоит, поскольку российская экономика разделена на два неравных сектора – сильный сырьевой и крайне слабый обрабатывающий, – отмечает она. – И пока сложно ожидать, что в скором времени этот перекос будет преодолеваться». Более того, по ее словам, в нынешних условиях отечественная экономика уже значительно менее чувствительна к росту мировых цен на нефть, тогда как их снижение будет сказываться все более болезненно.

В свою очередь, член совета директоров «ВТБ Капитал» Сергей Дубинин (в 1995–1998 годах глава ЦБ) считает, что выход из кризиса для России вовсе не означает возврата к относительно благоприятной докризисной ситуации, когда отмечался рост инвестиций и приток иностранного капитала. «У нас до сих пор нет институтов, которые могли бы трансформировать сбережения в «длинные деньги». Необходимы ресурсы – государственные и негосударственные инвестиции, – а с этим сегодня очень сложно», – говорит Дубинин. По его словам, в следующие 10 лет центральной проблемой – социальной, экономической и даже политической – станет пенсионное обеспечение. «Это очень тяжелая структурная проблема, решать которую придется. Очень плохо, что пока никто не знает, как именно ее надо решать», – отмечает Дубинин. Низкие темпы восстановления экономики означают, по мнению экс-главы ЦБ, что Россия фактически выпала из престижного списка стран группы БРИК с быстрорастущей экономикой.

А вот менять структуру экономики власти не спешат, отмечают аналитики. «Судя по последним событиям, руководство страны намерено проводить ту же политику, что и до кризиса, – сетует Игорь Николаев. – В результате будет спекулятивный разогрев экономики, рост фондового рынка, что уже происходит. Но неизбежно будет и болезненная коррекция».

При этом соблазн потратить деньги на популистские проекты только возрастает. «У нас снова начинают звучать оптимистические сообщения о росте запасов, об увеличении Резервного фонда, – отмечает эксперт. – А вместе с этим растет желание часть денег потратить. Первый звонок уже прозвенел, когда премьер-министр Владимир Путин заявил о незапланированной индексации стипендий на 9%». В масштабах страны это вроде и немного, но лиха беда начало – если дело пойдет таким образом дальше, то расходы будут только расти, тем более что желающих получить дополнительные бюджетные средства найдется много.

Посткризисное восстановление российской промышленнсти
Вид деятельности Рост производства (октябрь 2008 г. к декабрю 2010 г.), %
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 129,3
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 125,3
Химическое производство 110,1
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 107,5
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 106,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 103,2
Производство резиновых и пластмассовых изделий 101,9
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 97,8
Текстильное и швейное производство 97,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 96,0
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 94,2
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 91,4
Обработка древесины и производство изделий из дерева 89,7
Производство машин и оборудования 88,5
Производство транспортных средств и оборудования 88,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 78,9
Источник: расчеты ФБК.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

НГ-Культура

0
536
КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
2016
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
2027
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1880

Другие новости