Расходы на переработку старых машин перекладываются на покупателей.
Фото Reuters
Минпромторг предлагает правительству принципиально новую схему утилизации автохлама. Теперь государство отказывается от выплаты премий за сдачу старых машин и возлагает ответственность за утилизацию на производителя. Если новая схема утилизации будет утверждена, то производители могут переложить дополнительные издержки на покупателей. Эксперты предсказывают возможный рост цен на автомобили от 100 долл. и выше. Возможно также введение нового сбора для импортируемых машин.
Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов, ссылаясь на опыт развитых стран, прогнозирует ускорение темпов обновления отечественного автопарка до 8% в год.
Однако независимые эксперты не разделяют оптимизма чиновника. В отличие от Евросоюза, который за образец для подражания берет Минпромторг, в нашей стране отсутствует полноценная система утилизации отслуживших свой срок машин. В ЕС – это целая индустрия, которая создавалась около 30 лет. Сравнение явно не в пользу России. Однако Рахманова это обстоятельство не смущает. «Мы берем за основу и учитываем европейский опыт, при котором в переходный период за утилизацию платил последний владелец, а потом это была обязанность автопроизводителя. Я не исключаю, что в таком же формате будет работать наша схема», – говорит чиновник. По мнению Рахманова, новая программа утилизации автомобилей может начать работать уже с будущего года.
В отличие от антикризисной программы льготной утилизации старых автомобилей, на которую из бюджета было выделено в общей сложности 21 млрд. руб., в новой схеме Минпромторг намерен обойтись без государственного софинансирования. «Мы говорим о том, что у нас должна работать система, при которой будет обеспечено негосударственное финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и определенные меры по стимулированию», – поясняет Рахманов. По его словам, в России достаточно мощностей для масштабной утилизации старых автомобилей. Проблема в том, что эти мощности размещены неравномерно.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин подтверждает – большинство таких заводов сосредоточено в европейской части страны. По его оценке, затраты на утилизацию одного старого автомобиля в среднем составляют около 3 тыс. руб. Однако несовершенная логистика может существенно увеличить стоимость услуги. Ведь превращенную в металлолом машину из сибирских регионов придется везти на переплавку за сотни, если не за тысячи километров.
Но география – не единственное препятствие для рентабельной утилизации. В стране эксплуатируются миллионы машин, производители которых уже давно канули в Лету. В России сегодня более 10 млн. машин, которые эксплуатируются свыше 10 лет. До 70% из них – продукт отечественного автопрома. «Непонятно, кто должен оплачивать их утилизацию, – рассуждает Коровкин. – К тому же некоторых автозаводов, к примеру, АЗЛК, уже не существует в природе. Также неясно, что ждет автомобильный секонд хенд, который ввозится в Россию из ЕС, Японии и Южной Кореи». Коровкин не исключил, что правительству придется вводить некий экологический сбор – до 100 долл. или даже 100 евро с машины, чтобы гарантировать ее утилизацию в будущем. Но в этом случае платить придется все-таки владельцу (гражданину России), а не заводу-производителю, размещенному в Германии или Японии.
Есть и технологические проблемы утилизации. Каждый автомобиль начинен массой деталей из стекла, полимеров и резины, которые сейчас в России практически никто не перерабатывает – просто потому, что это невыгодно. Мощностей для утилизации пластика и резины крайне мало. Пластик и стекло мало утилизировать, поделился сомнениями источник, близкий к Минпромторгу. Все отходы важно куда-то применить в дальнейшем. В России эта цепочка пока не создана.
«Чтобы новая программа действительно заработала, в России нужно построить целую отрасль», – подчеркивают чиновники. На это требуются серьезные инвестиции и время. За один год задачу решить невозможно. Европейским странам на это потребовалось три десятка лет, прежде чем в 2000 году правила по утилизации старых автомобилей стали обязательны к исполнению. Сегодня в странах ЕС машина утилизируется на 85%, а с 2012 года этот показатель составит уже 95% – напомнил Коровкин.
С учетом этого планы Минпромторга запустить новую программу утилизации старых автомобилей уже в будущем году экспертам кажутся нереалистичными. В министерстве придерживаются иного мнения и комментировать «НГ» слова Рахманова отказались, подтвердив лишь, что автомобили, возможно, немного прибавят в цене. Однако, по мнению чиновников, 3 тыс. руб., которые придется выложить дополнительно, не разорят покупателя.