Красноярск стал ареной битвы двух ключевых экономическх ведомств.
Фото с сайта VIII экономического форума
Проблема бюджетного дефицита может серьезно поссорить Минфин и Минэкономразвития. Инновационный сценарий развития, подготовленный ведомством Эльвиры Набиуллиной, «не имеет права на жизнь», заявил на Красноярском экономическом форуме вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. При этом глава Минфина взвалил на себя ответственность не только за состояние бюджета, но и за темпы экономического роста. России нужны темпы роста экономики более 6–7% в год, а не те 4–5%, которые планирует для себя Минэкономразвития. Как поясняют эксперты, сравнять доходы с расходами и одновременно с этим двигать вперед инновации невозможно. Тем более недостижимо это на фоне резкого снижения инвестиций в отечественную экономику.
«В этом прогнозе два варианта: инновационный и консервативный, или, как его еще называют, энергосырьевой, – разъяснял выводы Минэкономразвития Кудрин, выступая на форуме. – Инновационный исходит из прогноза роста цен на нефть до 100 долларов за баррель и предлагает сохранить дефицит бюджета около 2% до 2020 года». По его мнению, такой прогноз не имеет права на жизнь: «Придется его существенно переделывать, поскольку, по сути, это большая зависимость от нефти, большие риски, чем даже до кризиса».
Он напомнил, что при средней цене нефти в 61 долл. за баррель в 2010 году дефицит бюджета сложился на уровне 3,9% ВВП. Глава Минфина, традиционно консервативный в подходах к формированию бюджета, считает, что в ситуации неустойчивых мировых цен на нефть в бюджет нельзя закладывать цену выше 75 долл. за баррель. При этом дефицит необходимо сокращать, поскольку иначе страна не будет иметь длинных денег и необходимой инвестиционной среды.
Между тем прямые иностранные инвестиции в России в 2010 году составили 12–14 млрд. долл., снизившись в 1,5 раза к уровню 2009 года. «Это мало: у нас в лучшие годы выходило где-то до 27 миллиардов долларов», – посетовал глава Минфина. Впрочем, добавил он, у иностранных инвесторов «есть настроение сделать паузу, посмотреть, как будет».
По мнению экспертов, правительству в ходе борьбы с бюджетным дефицитом придется решать весьма сложную задачу. И пауза, которую сделали инвесторы, может серьезно затянуться.
«Что касается роста ВВП на 6–7% в год, то теоретически он возможен – в других странах, тогда как в России маловероятен, – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – При этом позиция Кудрина понятна – ему требуется сводить бюджет, тогда как при более низких темпах роста ВВП выполнить поставленную руководством правительства задачу – к 2015 году ликвидировать дефицит – невозможно». Судя по разгоревшейся между Минэкономразвития (МЭР) и Минфином дискуссии, сейчас можно говорить о панике, разгоревшейся внутри правительства, полагает Николаев. «От МЭР требуют инновационного развития экономики, тогда как Минфину даже в страшном сне не может присниться, что период бюджетного дефицита растянется еще на 10 лет, – отмечает он. – Но в этой связи хотелось бы спросить того же Кудрина – где он был, когда принимались сверхзатратные для бюджета решения о проведении олимпиад, чемпионатов, резком увеличении финансирования оборонных программ и других дорогостоящих проектов, при том что ранее были приняты весьма солидные социальные обязательства?»
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов отмечает, что слова Кудрина о необходимости роста экономики на 6–7% – это «палка о двух концах». «С одной стороны, рост экономики без увеличения госрасходов сейчас невозможен, а с другой – это приведет к увеличению дефицита бюджета, что опять же неприемлемо. Таким образом, в ближайшие годы не стоит даже надеяться на рост более 5% в год», – поясняет эксперт.
По его словам, позиция главы Минфина в споре с МЭР вполне оправданна, однако правительство поставило цель развития именно инновационной экономики, что потребует больших расходов на формирование новой инфраструктуры в стране. Поэтому если раньше говорили о преодолении дефицита бюджета уже к 2015 году, то сейчас это уже маловероятно. «Уверенности даже в прогнозных цифрах нет, потому как в долгосрочной перспективе прогнозы цен на нефть могут и не оправдаться, – продолжает Сафонов. – Конечно, при текущих чрезвычайно высоких ценах дефицит сократится до 2% уже в 2011–2012 годах, но даже сохранение такого дефицита будет необходимо как-то компенсировать». В первую очередь будет использована финансовая подушка, которая значительно ослабила для России последствия экономического кризиса и формировалась за счет доходов от нефти при профиците бюджета в докризисные годы.
На этом фоне резкое снижение прямых иностранных инвестиций Игорь Николаев считает тревожным знаком. «Это свидетельство того, что неустойчивость экономического развития в России никуда не делась, – поясняет он. – Более того, восстанавливается докризисная – спекулятивная – модель экономики, о чем заявил в Красноярске и сам Кудрин. Инвесторы считают, что все неприятности далеко не закончились, поэтому и занимают сегодня выжидательную позицию. К тому же к старым рискам – несовершенство госаппарата, бюрократизация, коррупция – добавились новые. В середине 2010 года стало ясно, что налоговая нагрузка на бизнес будет расти. В этих условиях снижение потока инвестиций вполне ожидаемо».