0
2798
Газета Экономика Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Отечественный автопром верен заветам Горбачева

Тэги: россия, автопром, кризис, прогнозы


россия, автопром, кризис, прогнозы Объемы продаж легковых автомобилей (в млн. штук) и место в мировом рейтинге.
Источник: Boston Consulting Group

Автомобильный рынок страны уверенно восстанавливается после кризиса и в следующее десятилетие станет одним из основных двигателей мирового роста, войдя в шестерку мировых лидеров в 2020 году. А уже к 2018 году Россия обгонит Германию по продажам автомобилей. Такой позитивный прогноз опубликовали аналитики компании Boston Consulting Group (BCG), которые ожидают удвоение продаж автомобилей в России – до 4 млн. штук в год. Столь оптимистичные ожидания напомнили российским экспертам директивы генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, который требовал от советских автопроизводителей стать «законодателями моды в мировом автомобилестроении».

Советский автопром должен был превратиться в законодателя мод в мировом автомобилестроении еще в 1996 году. Именно такую задачу ставил перед работниками АвтоВАЗа в 1986 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Но и сегодня – через 25 лет после оглашения партийной директивы – отечественные предприятия далеки от поставленной цели. Однако через семь или через десять лет положение может радикально измениться. Согласно последнему исследованию компании Boston Consulting Group (BCG) «Успех локализации в России: вторая волна глобализации в автомобильном секторе», Россия станет одним из мировых центров автомобильной индустрии, переместившись с сегодняшнего 10-го на 6-е место в 2020 году. При этом оставив позади себя таких признанных грандов, как Германия, Франция, Великобритания и Италия. Первой падет Германия, которую по объемам рынка легковых и малотоннажных грузовых автомобилей Россия обгонит уже к 2018 году. Сам автомобильный сектор вернется на докризисный уровень в 2013 году – с объемом продаж около 3 млн. единиц, тогда как в 2015 году продажи составят 3,5 млн., а в 2020-м – около 4 млн. штук.

По мнению специалистов BCG, программа утилизации поддержала рост отрасли в 2010 году, обеспечив около 70% продаж, однако уже в этом году картина изменится: дальнейший рост будет происходить за счет продаж локальных и локализованных моделей, с увеличением доли последних с 30 до 40% в 2020 году в общем объеме продаж и уменьшением доли импорта с 36 до 25%. Доля местного производства не изменится, оставшись на уровне 34–35%.

Впрочем, часть экономистов говорит и о рисках нового кризиса, который может серьезно испортить столь радужные планы. К тому же известно стремление ведущих автоконцернов заменять традиционные модели более экологичными – электрическими или гибридными.

Поясняя результаты исследования, партнер и руководитель направления промышленных товаров и автомобильного сектора BCG в СНГ Эвальд Крайд в беседе с «НГ» отметил, что риски возникновения очередного кризиса не входили в круг вопросов, рассматриваемых в рамках данного исследования. «Наш прогноз основывается на таких факторах, как тренд роста российского ВВП, увеличение доходов населения и т.п., – отмечает он. – Конечно, не исключено, что рост авторынка в России будет скачкообразным, то есть сопровождаться в течение означенного периода как взлетами, так и падениями. Тем не менее уверенность в росте сохраняется». Отвечая на вопрос о том, не останется ли Россия за бортом мировой автомобильной революции перехода на электро- и гибридные модели, господин Крайд пояснил, что, по исследованиям BCG, к 2020 году сегмент гибридных и электромобилей будет составлять менее 20% выпуска мирового автопрома, тогда как более 80% рынка останется за традиционными автомобилями. В России же доля гибридных и электромобилей будет еще ниже.

Прогнозы BCG вполне адекватны реалиям, считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «У нас на тысячу человек приходится около 300 машин, тогда как в развитых странах в несколько раз больше», – напоминает эксперт. В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Максим Лобада соглашается с наличием рисков долгосрочных прогнозов. «Многие прогнозируют повторение кризиса намного ранее 2017 года, – отмечает он. – Кризис спровоцирует сильное падение спроса во всем мире, и это, естественно, не позволит автомобильному рынку расти прогнозируемыми темпами».

Однако если предположить, что основные проблемы и дисбалансы в мировой экономике будут устранены, то российский рынок будет постепенно эволюционировать, полагает эксперт. Основной вектор этого развития – гибриды. «Я не считаю, что в ближайшем будущем гибриды или тем более электромобили могут составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию привычным машинам на двигателях внутреннего сгорания. Однако Россия не останется за бортом модернизации даже в случае технологической революции. Наш рынок привлекателен для инвесторов не только с точки зрения сбыта, но и в плане производства – что сейчас и наблюдается в виде создания многочисленных совместных предприятий с ведущими мировыми автоконцернами», – полагает Лобада.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1786
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1514
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1327
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
963

Другие новости