Растущая квартплата становится все более непосильной ношей для россиян.
Фото PhotoXPress.ru
Россияне платят за жилье все больше, тогда как качественных изменений в коммунальной сфере не происходит, что вызывает естественное недовольство населения. Падение рейтингов Владимира Путина и Дмитрия Медведева в начале года социологи связывают именно с ростом тарифов ЖКХ. Вчера эксперты сообщили, что доля коммунальных расходов в бюджетах россиян уже вполне сопоставима с богатыми европейскими странами.
«Нас сильно вводят в заблуждение, когда кивают в сторону западных стран, где расходы на ЖКХ отнимают более 25% доходов населения, – сообщила вчера в ходе видеомоста «Москва–Санкт-Петербург» член думского комитета по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. – Дело в том, что в эти самые 25% в развитых странах включаются все расходы, в том числе выплаты по ипотеке. Поэтому ссылки на якобы низкие коммунальные тарифы в России, которые еще предстоит поднять до уровня европейских, иначе как попыткой ввести в заблуждение оценить сложно». Впрочем, москвичи находятся в привилегированном положении по сравнению с остальными гражданами – если траты на коммуналку превышают 10% от совокупного дохода семьи, им полагаются субсидии. Тогда как в Питере, как отметил первый зампред комитета по тарифам Санкт-Петербурга Иван Болтенков, предельный некомпенсируемый уровень платежей установлен на уровне 16%. Но и это можно считать достижением, поскольку совсем недавно он составлял 18%.
Между тем социологи отмечают, что рост тарифов серьезно портит имидж властей в глазах населения. В частности, специалисты Левада-Центра именно коммунальными проблемами объясняют падение рейтинга президента Медведева и премьер-министра Путина. Отвечая в декабре прошлого года на вопрос «В целом одобряете или не одобряете деятельность Дмитрия Медведева на посту президента», положительно ответили 75% опрошенных. Однако уже в январе этот показатель упал до 69%. Соответствующие показатели у премьера Путина составили 79 и 72%. Социолог Левада-Центра Денис Волков связывает падение рейтингов первых лиц в январе по сравнению с декабрем именно с ощутимым повышением тарифов. «Именно экономические проблемы – рост цен, безработица и прочее – для россиян основные, – уточняет он. – Тем не менее к росту цен в долгосрочной перспективе население привыкло. К тому же рост благосостояния все-таки продолжается и уровень протестных настроений сейчас в целом невысокий, поэтому массовых протестов ожидать сейчас, наверное, не стоит».
По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в середине января (1,5 тыс. опрошенных в 43 субъектах), впервые за полгода отмечен рост числа респондентов, заявивших о повышении цен на коммунальные услуги – за месяц с 30 до 54%. «Особенно остро отреагировали на ситуацию жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, – отмечают социологи ФОМ. – Рост цен и тарифов вообще и в сфере ЖКХ в частности лидирует среди факторов, повлиявших на ухудшение настроения россиян».
Как отмечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева, недовольство населения вызывает прежде всего сам факт роста тарифов. «Зарплату гражданам индексируют в соответствии с инфляцией далеко не везде, и сегодня это явление больше частное, чем повсеместное, – продолжает она. – От объяснений, почему именно растут тарифы, граждане далеки – основным ориентиром для них является их собственный уровень зарплаты, который на 15% в год никто не увеличивает. О том, что энергия – основная составляющая коммунальных платежей, стоит дороже, чем граждане платят сегодня, знают немногие. Еще меньше граждан знают, почему именно это происходит». К тому же, уточняет аналитик, с ростом тарифов, по сути, никаких качественных изменений не происходит: проблемы остаются, скорость их решения не увеличивается. В итоге возмущение ростом тарифов со стороны граждан выглядит вполне оправданным.
В свою очередь, директор департамента частного и корпоративного кредитования компании Penny Lane Realty Роман Строилов полагает, что платежеспособное население готово адекватно реагировать на разумное повышение тарифов. И 15-процентный рост можно назвать вполне приемлемым. «Другое дело, что непонятно, куда идут эти деньги. Где и что становится лучше? – недоумевает он. – Улицы и дороги стали убирать хуже. С крыши снег падает на наших детей. Инфраструктура не обновляется, различные управляющие компании занимаются расхищением полученных средств. Здания не ремонтируются, а обязательные работы выполняются формально, по завышенным сметам. Также неясно, каким образом распределяются уплаченные средства. Во избежание возмущения широкой общественности необходимо максимально информировать и отчитываться перед народом, тогда и спокойствия станет больше. Сама по себе услуга установки счетчиков позволяет окупить затраты через 3–5 лет, но вопрос – к чему такие вложения? Для населения, находящегося за чертой бедности, любое повышение тарифов рассматривается критично и отвергается независимо от качества услуг. Важны прежде всего качество оказываемых услуг и прозрачность их расходования».
По мнению эксперта, говорить о повышении тарифов в тот момент, когда не растут доходы населения, нельзя. «Потенциально потребитель готов и к росту на 30%, но только если благосостояние будет расти, чего пока мы не наблюдаем, – утверждает Строилов. – Поэтому порог повышения тарифов на уровне 15% можно считать близким к критическому. Ожидать протестов и волнений можно было бы в случае повышения тарифов, например, на уровне 40–50%. А меньшее повышение наш терпеливый народ пока переваривает».