Высокие цены отпугивают покупателей.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Годовая инфляция в России перевалила за 10% и опрокинула все бюджетные расчеты правительства, которое планировало свои расходы исходя из роста цен всего лишь на 6,5%. О высокой февральской инфляции сообщила вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Обещания удержать годовую инфляцию на уровне 7–8% независимые экономисты называют нереалистичными и «абсолютно несерьезными». Проблема в том, что инфляционная волна в стране нарастает, а средств борьбы с ней у властей фактически не осталось.
Минэкономразвития ожидает инфляцию в феврале на уровне 1,3%, сообщила журналистам в четверг министр экономического развития Эльвира Набиуллина. «Наша рабочая оценка на февраль – 1,3%», – сказала она.
В реальности февральский рост цен скорее всего окажется выше. Но даже оптимистические данные Минэкономразвития (МЭР) говорят о том, что текущая годовая инфляция перешагнула психологически важный рубеж в 10%. В декабре прошлого года официальный показатель инфляции за 12 месяцев составил 8,8%. В январе годовая инфляция ускорилась до 9,6%, а уже феврале – с учетом оценки Набиуллиной – превысила 10%. При этом текущие месячные темпы роста цен в 2011 году примерно в полтора раза превышают прошлогодние показатели. О перспективе ускорения инфляции до двузначных показателей «НГ» писала 04.02.11. Теперь этот прогноз подтвержден и оценками МЭР.
Возможность замедления инфляции до тех значений, которые зафиксированы в законе о бюджете-2011 (6,5%), кажется сегодня призрачной. Маловероятно и замедление роста цен до 7–8%. Тем не менее в Минэкономразвития верят в такую перспективу. По итогам года, отметила министр, еще есть возможность «удержать инфляцию ближе к 7%, если будет соответствующая мировая конъюнктура цен на продовольствие, а кроме того, многое будет зависеть от нового урожая». По словам Набиуллиной, одной из мер по сдерживанию инфляции является снижение импортных пошлин на продовольственные товары. В частности, глава МЭР напомнила, что на национальном уровне уже принято решение о снижении пошлин на сахар, гречку и зерно, и сейчас эти решения нужно принять на уровне Таможенного союза.
Однако независимые эксперты уверены, что перечисленные Набиуллиной меры не будут иметь заметного антиинфляционного эффекта. При этом экономисты советуют правительству пересмотреть бюджет 2011 года. «Разговоры о возможности затормозить рост цен в конце года до 6–7% представляются абсолютно несерьезными», – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, бюджет-2011 следует пересмотреть уже летом, по итогам второго квартала, когда станет понятной реальная динамика цен. Николаев считает, что в экономике уже заработал саморазгоняющийся механизм роста цен, который вряд ли затормозится естественным образом. «Лоббисты монополий уже выдвинули дополнительные требования о повышении тарифов. Поэтому высокие темпы роста цен сохранятся и на ближайшие годы», – предполагает экономист. «Разумные сроки пересмотра бюджета – чем раньше, тем лучше», – говорит ведущий специалист казначейства банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов.
«Первыми жертвами расхождения официальных прогнозов и реального роста цен станут бюджетники и пенсионеры, поскольку планируемые индексации могут оказаться чуть не в два раза меньше, чем нужно», – отмечает Николаев. «Производители и продавцы повышают цены, даже не интересуясь экономическими обоснованиями, и это создает эффект снежного кома. Пострадают прежде всего социально зависимые группы населения, которые столкнутся с болезненным повышением тарифов, цен на бензин и розничных цен на продукты», – соглашается Харинов.
Согласны экономисты и с тем, что действенных антиинфляционных мер у правительства и ЦБ фактически не осталось. Не остановит рост цен ни укрепление рубля, ни повышение ставки рефинансирования, ни увеличение обязательных резервов, ни отмена импортных пошлин. При этом особенно спорной кажется экспертам именно последняя мера. «Обнуление ввозных пошлин даст лишь очень ограниченный и краткосрочный эффект. Но очень скоро мы ощутим и негативные последствия, поскольку Россия превратится в импортера высокой продовольственной инфляции мирового рынка», – предупреждает Николаев. «Эффект отмены пошлин может раствориться в цепочке «импортер–логистик–дистрибьютор», так что конечный потребитель вообще не увидит разницы в ценах», – предупреждает Харинов. «Даже имеющиеся антиинфляционные меры применяются у нас с большим опозданием. Так, ставка рефинансирования уже заметно ниже текущей инфляции», – отмечает Николаев.
Последствия незапланированного роста цен отмечают не только экономисты, но и руководители предприятий реального сектора. «Пересмотр бюджета с учетом реального положения дел, безусловно, необходим. Наше предприятие готовит пересмотр своих планов и бюджетов уже по итогам первого квартала», – говорит гендиректор Ревякинского металлопрокатного завода Игорь Шищук. Вероятность снижения темпов роста цен естественным образом он оценивает невысоко. «Антиинфляционные механизмы, на наш взгляд, функционируют в экономике неадекватным образом», – считает гендиректор.