В правительстве не знают, как залатать возникающие бюджетные дыры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Обещания Владимира Путина ликвидировать бюджетный дефицит к 2015 году рискуют остаться обещаниями. Вчера о нереалистичности бюджетной стратегии премьера впервые заявила министр правительства Эльвира Набиуллина. По ее словам, дыра в бюджете в 2% ВВП, или в 1 трлн. руб., сохранится и после 2015 года. Такой дефицит потребуется «для реализации инновационного сценария развития экономики», утверждает Набиуллина. Эксперты «НГ» считают, что разговоры об инновациях – дымовая завеса, которая скрывает невозможность сбалансировать госрасходы.
«Если ставим задачу инновационного развития страны, то это требует переориентации расходов бюджета после 2013 года», – отметила вчера Эльвира Набиуллина, выступая на бюро правления РСПП, где рассматривался проект «Стратегии инновационного развития до 2020 года».
В беседе с журналистами она пояснила, что для реализации проекта потребуется сохранение дефицита бюджета на низком уровне, причем и после 2015 года – при существующих прогнозах цен на нефть и сохранении всех ранее взятых обязательств.
Впрочем, министр уточнила, что Минэкономразвития разработало два сценария развития экономики до 2030 года – инновационный и сырьевой. Один из прогнозов учитывает выполнение задачи по снижению дефицита бюджета до нуля к 2015 году. «Но, на наш взгляд, сейчас при тех прогнозах цен на нефть это требует серьезного сокращения некоторых расходов», – сказала она. Поэтому, по ее словам, предложен вариант «как при умеренном дефиците бюджета – не более 2% ВВП и после 2015 года – могут быть выстроены приоритеты, сможем ли мы профинансировать проекты развития, учитывая те решения, которые у нас приняты по социальной политике». Разумеется, вариант сохранения дефицита, по ее словам, неоптимальный, «но пока других вариантов в инновационном сценарии мы не нашли».
Между тем задачу ликвидации бюджетного дефицита премьер с министров официально не снимал. Более того, цель «бездефицитный бюджет к 2015 году или даже раньше» премьер неоднократно объявлял в качестве стратегического ориентира правительства. Всего две недели назад необходимость стабилизации бюджета к 2015 году Путин подтвердил на совещании по совершенствованию межбюджетных отношений. «Как минимум к 2015 году. Но желательно раньше», – объявил премьер. Между тем чиновники рангом ниже министра не раз в аккуратных выражениях пытались возражать премьеру, заявляя о невозможности ликвидации бюджетной дыры. В конце 2010 года замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил, что попытка сбалансировать бюджет потребует нового повышения налогов или отказа от программы военных расходов. В январе Клепач слегка изменил аргументацию. По его словам, переход к бездефицитному бюджету в 2015 году может привести к «бюджетному шоку» и не позволит решить задачу инновационного развития. По оценке министерства, сохранять дефицит придется, возможно, вплоть до 2030 года, и в среднем он будет составлять после 2015 года около 2% ВВП.
Комментируя появление бюджетной оппозиции премьеру, эксперты отмечают очевидное усиление активности сторонников дефицитного бюджета. Правда, ссылки на необходимость затрат на инновации эксперты считают лишь удобной отговоркой. «Заявления о сохранении дефицита и после 2015 года призваны, образно говоря, подстелить соломки на будущее, – поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Общественное мнение готовят к тому, что дефицит бюджета не будет преодолен ни к 2015 году, ни позже. К тому же сегодня необходимости в инновациях по большому счету нет, поскольку нет главного – наличия конкурентной экономики, к ним восприимчивой. По сути, в России в рыночных условиях пытаются применить чисто плановые методы насаждения инноваций. Естественно, что ничего из этого не получается, несмотря на все попытки властей».
Аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что при сохранении текущего уровня расходов, а тем более их роста, как и предполагается, добиться бездефицитного бюджета будет крайне сложно. Тем более что инновационное развитие может потребовать дополнительных расходов. «Например, к 2020 году вырастут внутренние расходы на исследования и разработки практически в два раза – до 2,4% ВВП. Также, возможно, будут увеличены госрасходы на образование, – перечисляет эксперт. – Скорее всего среднегодовая цена на нефть составит примерно 96,5 доллара за баррель, а курс доллара будет держаться на уровне около 29,3 рубля. В таком случае дополнительные доходы будут равны приблизительно 580 миллиардам рублей. В 2011 году дефицит федерального бюджета планируется в размере 3,6% ВВП – то есть около 1,8 триллиона рублей. Таким образом, за счет высоких цен на нефть дефицит может быть сокращен до 1,25 триллиона рублей, что соответствует 2,5% ВВП. Но дополнительные доходы от экспорта нефтепродуктов, а также снижение госрасходов и повышение некоторых налоговых ставок позволят приблизить дефицит к озвученным параметрам – 2% ВВП». Однако, как поясняет Сафонов, такая благоприятная ситуация может сложиться только при очень высоких ценах на нефть. Но что делать, если нефтяные цены значительно упадут? Выход один – наращивать госдолг.
Консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Андрей Чернявский полагает, что небольшой дефицит бюджета теоретически не так уж опасен для экономики, но только для экономики достаточно развитой, имеющей стабильные диверсифицированные источники дохода. В частности, дефицит бюджета в 2% ВВП вполне безболезненно смогут поглотить внутренние финансовые рынки. «Однако к России это правило не слишком применимо, пока 70% доходов бюджета обеспечивает экспорт сырья, – предупреждает он. – Поэтому при падении цен на ресурсы на мировых рынках у российской экономики возникает множество проблем. И даже дефицит в 2% ВВП в долгосрочной перспективе для нас является опасным».