0
3033
Газета Экономика Интернет-версия

07.02.2011 00:00:00

Бюджетные миллиарды растворяются в асфальте

Тэги: дороги, строительство, бюджет


дороги, строительство, бюджет Российские дорожные строители ищут новые ценовые ориентиры.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Депутаты Госдумы готовы отказаться от действующих тарифов дорожного строительства и привязать сметы строительства российских дорог к международным стандартам. Новый механизм ценообразования в дорожно-транспортном строительстве в пятницу обсудил думский комитет по строительству и земельным отношениям. Сравнивая затраты и качество строительства, депутаты в очередной раз убедились, что в России до сих пор не умеют строить автодороги по современным стандартам – быстро, качественно и не накладно для бюджета. Из-за так называемых субъективных и объективных факторов стоимость строительства километра дороги в нашей стране может вырастать по сравнению с нормативом на 80% и даже на 180%.

Новые схемы ценообразования в дорожном строительстве обсуждали глава думского комитета по строительству Мартин Шаккум, руководитель департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев, глава Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев, президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, ученые и строители.

Нелицеприятные оценки первых лиц государства относительно сроков, качества и стоимости строительства автодорог в России общеизвестны. Сроки – явно завышенные. Качество – подчас низкое. А стоимость – не оправданно высокая. Случайно или нет, но накануне совещания в Госдуме Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки столичной мэрии. Глава СП Сергей Степашин оценил нарушения в транспортном комплексе мэрии в 230 млрд. руб. При этом строительство одного километра дороги в столице обходилось казне в более чем 4 млрд. руб. Таким образом, цена прокладки одного метра автомагистрали в столице достигла фантастической величины – 4 млн. руб.

Участники совещания в Госдуме нашли основные факторы, влияющие на ежегодное удорожание дорожного строительства в России. К объективным они отнесли рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (10–20%), изменение законодательства (5–10%), изменение технических норм (10–20%), задержку начала строительства из-за административных барьеров и несвоевременного финансирования (5–10%).

Обнаружились и субъективные факторы, не позволяющие строить дороги в России в пределах действующих нормативов. В их числе возможность принятия чиновниками и проектировщиками избыточных объемно-планировочных решений. Этот фактор приводит к росту цены километра автомагистрали на 10–40%. Применение неэффективных конструктивных решений увеличивает издержки еще на 10–20%, нерациональное размещение объекта дорожной инфраструктуры повышает расходы при его строительстве на 5–10%. Присутствуют неточности и ошибки в расчетах, связанные с недостоверным определением объемов строительства (плюс 10–20% к запланированным расходам). Ошибочное применение сметных нормативов оборачивается ростом издержек на 10–30% и т.д. Картина получается удручающая – затраты на строительство автодорог в России выше норматива от 80 до 180%.

Основную причину высоких издержек думцы видят в устаревших сметных нормативах. Их особенность в том, что они предполагают нормирование технологических операций, которые в реальной стройке могут быть совершенно иными. Вдобавок ко всему нормативная стоимость определяется в ценах 2000 года и модифицируется с применением соответствующих индексов. Взамен этого в правительстве и парламенте обсуждается новая методика расчета затрат, которая исходит из нормативов, существующих в развитых странах. В ней будет нормирована уже стоимость конструкций, а не технологических операций. Нормативы начнут составляться в текущем уровне цен на начало бюджетного года, а простор для субъективного подхода при составлении смет будет ограничен.

Со своей стороны, Минтранс заявляет о заинтересованности в удешевлении дорожного строительства. Чиновники рассматривают возможность приведения технологий и стоимости строительства к некоторым международным стандартам. Предполагается также гармонизация норм и требований к технологиям и к организации дорожно-строительных работ. При этом в ведомстве искренне верят, что стоимость строительства автодорог в нашей стране не выше среднего уровня в европейских странах, США или Канаде. Правда, цифры, которыми оперируют чиновники Минтранса, вступают в противоречие с выводами Счетной палаты. По данным источников Минтранса, самые дорогие дороги строят сегодня в Канаде (в пересчете – около 185,4 млн. руб. за 1 км) и во Франции (174,7 млн. руб. за 1 км). Поясним – речь идет о максимальном уровне цен. В России этот показатель ограничен 66 млн. руб., что никак не сочетается с 4 млрд. руб., которые, по данным СП, были фактически потрачены за каждый километр новой столичной магистрали.

При строительстве дорог в России, по оценке Минтранса, наиболее заметными являются расходы на предпроектную документацию, надзор за строительством, подготовку территории (выкуп земель, снос зданий, перенос инженерных коммуникаций и т.п.). На Западе эти затраты финансируются государством из других источников. Того же хотели бы для себя и российские строители, чтобы не травмировать общественное сознание высокими расходами бюджета на дорожное строительство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
750
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
876
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1233
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
982

Другие новости