0
3122
Газета Экономика Интернет-версия

07.02.2011 00:00:00

Бюджетные миллиарды растворяются в асфальте

Тэги: дороги, строительство, бюджет


дороги, строительство, бюджет Российские дорожные строители ищут новые ценовые ориентиры.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Депутаты Госдумы готовы отказаться от действующих тарифов дорожного строительства и привязать сметы строительства российских дорог к международным стандартам. Новый механизм ценообразования в дорожно-транспортном строительстве в пятницу обсудил думский комитет по строительству и земельным отношениям. Сравнивая затраты и качество строительства, депутаты в очередной раз убедились, что в России до сих пор не умеют строить автодороги по современным стандартам – быстро, качественно и не накладно для бюджета. Из-за так называемых субъективных и объективных факторов стоимость строительства километра дороги в нашей стране может вырастать по сравнению с нормативом на 80% и даже на 180%.

Новые схемы ценообразования в дорожном строительстве обсуждали глава думского комитета по строительству Мартин Шаккум, руководитель департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев, глава Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев, президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, ученые и строители.

Нелицеприятные оценки первых лиц государства относительно сроков, качества и стоимости строительства автодорог в России общеизвестны. Сроки – явно завышенные. Качество – подчас низкое. А стоимость – не оправданно высокая. Случайно или нет, но накануне совещания в Госдуме Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки столичной мэрии. Глава СП Сергей Степашин оценил нарушения в транспортном комплексе мэрии в 230 млрд. руб. При этом строительство одного километра дороги в столице обходилось казне в более чем 4 млрд. руб. Таким образом, цена прокладки одного метра автомагистрали в столице достигла фантастической величины – 4 млн. руб.

Участники совещания в Госдуме нашли основные факторы, влияющие на ежегодное удорожание дорожного строительства в России. К объективным они отнесли рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (10–20%), изменение законодательства (5–10%), изменение технических норм (10–20%), задержку начала строительства из-за административных барьеров и несвоевременного финансирования (5–10%).

Обнаружились и субъективные факторы, не позволяющие строить дороги в России в пределах действующих нормативов. В их числе возможность принятия чиновниками и проектировщиками избыточных объемно-планировочных решений. Этот фактор приводит к росту цены километра автомагистрали на 10–40%. Применение неэффективных конструктивных решений увеличивает издержки еще на 10–20%, нерациональное размещение объекта дорожной инфраструктуры повышает расходы при его строительстве на 5–10%. Присутствуют неточности и ошибки в расчетах, связанные с недостоверным определением объемов строительства (плюс 10–20% к запланированным расходам). Ошибочное применение сметных нормативов оборачивается ростом издержек на 10–30% и т.д. Картина получается удручающая – затраты на строительство автодорог в России выше норматива от 80 до 180%.

Основную причину высоких издержек думцы видят в устаревших сметных нормативах. Их особенность в том, что они предполагают нормирование технологических операций, которые в реальной стройке могут быть совершенно иными. Вдобавок ко всему нормативная стоимость определяется в ценах 2000 года и модифицируется с применением соответствующих индексов. Взамен этого в правительстве и парламенте обсуждается новая методика расчета затрат, которая исходит из нормативов, существующих в развитых странах. В ней будет нормирована уже стоимость конструкций, а не технологических операций. Нормативы начнут составляться в текущем уровне цен на начало бюджетного года, а простор для субъективного подхода при составлении смет будет ограничен.

Со своей стороны, Минтранс заявляет о заинтересованности в удешевлении дорожного строительства. Чиновники рассматривают возможность приведения технологий и стоимости строительства к некоторым международным стандартам. Предполагается также гармонизация норм и требований к технологиям и к организации дорожно-строительных работ. При этом в ведомстве искренне верят, что стоимость строительства автодорог в нашей стране не выше среднего уровня в европейских странах, США или Канаде. Правда, цифры, которыми оперируют чиновники Минтранса, вступают в противоречие с выводами Счетной палаты. По данным источников Минтранса, самые дорогие дороги строят сегодня в Канаде (в пересчете – около 185,4 млн. руб. за 1 км) и во Франции (174,7 млн. руб. за 1 км). Поясним – речь идет о максимальном уровне цен. В России этот показатель ограничен 66 млн. руб., что никак не сочетается с 4 млрд. руб., которые, по данным СП, были фактически потрачены за каждый километр новой столичной магистрали.

При строительстве дорог в России, по оценке Минтранса, наиболее заметными являются расходы на предпроектную документацию, надзор за строительством, подготовку территории (выкуп земель, снос зданий, перенос инженерных коммуникаций и т.п.). На Западе эти затраты финансируются государством из других источников. Того же хотели бы для себя и российские строители, чтобы не травмировать общественное сознание высокими расходами бюджета на дорожное строительство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1349
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1077
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1060
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1299

Другие новости