Алексей Улюкаев ожидает снижения темпов роста цен только к лету.
Фото РИА Новости
Высокие темпы роста инфляции сохранятся до середины года, заявил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе. Арсенал антиинфляционных мер у властей ограничен, и они не всегда способны эффективно влиять на ситуацию с ценами на потребительском рынке страны. По оценкам экспертов, рост потребительских цен в годовом исчислении к середине лета в России может достичь двузначных величин, а к концу года почти в три раза превысить официальный прогноз в 6,5–7%.
На форуме в Давосе Россия предстала перед западным бизнесом весьма разнопланово. Президент Дмитрий Медведев выступил с программной речью «10 пунктов о модернизации», в которой объявил перечень новых возможностей для успешного ведения бизнеса в России.
Первым пунктом он назвал приватизацию крупных «стратегических» госактивов, которые должны привлечь иностранных инвесторов. А чтобы у западных бизнесменов было меньше сомнений в целесообразности вложений денег в российскую экономику, Медведев объявил о создании суверенного фонда, который разделит риски с иностранцами путем совместных инвестиций в проекты модернизации. О высокой инвестиционной привлекательности РФ говорил и вице-премьер Игорь Сечин, которому пришлось объясняться по делу ЮКОСа. «Киллеры и жулики сидят, а бардак прекращен, правила игры есть, я думаю, для инвесторов это основное», – сказал он.
Общий позитив несколько подпортили заявления Алексея Улюкаева, фактически признавшего поражение финансовых властей страны в борьбе с инфляцией в этом году.
«Я считаю, что инфляционные риски высоки, они увеличились в конце прошлого – начале этого года и как статистика, и по фундаментальным обстоятельствам. И, видимо, эта ситуация с высокими рисками еще несколько месяцев продлится», – заявил Алексей Улюкаев в беседе с журналистами. По его словам, ответ на вопрос о том, сколько продлится такая тенденция, будет зависеть от «политики, которая будет реализовываться, от того, как мы будем действовать». При этом он не особо верит, что ситуацию удастся взять под контроль в течение ближайших недель. «Весьма вероятно, что эта тенденция продлится, в том числе в статистическом ее выражении, до середины года», – отметил Улюкаев.
Тенденции января только подтверждают справедливость этих прогнозов. Напомним, что с 1 по 24 января потребительские цены в стране выросли на 1,8%, и по итогам месяца инфляция может составить около 2,3%. Это ощутимо превышает темпы роста цен в январе 2010 года, когда инфляция остановилась на отметке 1,6%. При этом официальный прогноз Минэкономразвития предполагает инфляцию по итогам 2011 года на уровне 6,5–7%.
Уложиться в эти цифры скорее всего не получится, но в дальнейшем, считает Улюкаев, есть основания считать, что инфляция начнет снижаться. При этом относительно антиинфляционных планов ЦБ чиновник распространяться не стал. «Мы оцениваем риски и применительно к ним будем принимать решения», – обтекаемо сказал он. В частности, Улюкаев не стал говорить о целесообразности повышения ставки рефинансирования, составляющей сейчас 7,75% годовых. Повышение ставки рефинансирования автоматически ведет к удорожанию денег в российской экономике, что вполне может сработать в качестве одной из антиинфляционных мер. Несколькими днями ранее Улюкаев признал, что видит возможность ускорения инфляции в России в первом квартале 2011 года. Он также отметил, что к середине года инфляция может достичь двузначных значений в годовом выражении.
Эксперты подтверждают, что дальнейшие темпы роста инфляции зависят от действий финансовых властей России. По мнению главы Сбербанка Германа Грефа – от того, какова будет денежная программа правительства, и еще от целого ряда факторов, в частности от состояния АПК. Он подтвердил, что перед ЦБ неизбежно встанет вопрос о повышении ставки рефинансирования. «Мне кажется, пока суетиться не нужно, еще есть время. Можно, наверное, начать потихонечку поднимать ставку в первом квартале, но не с января», – сказал Греф.
У независимых аналитиков наибольшие опасения вызывает ситуация с ценами на продовольственном рынке России, которые в 2010 году выросли на 14,7%. В первой половине текущего года ожидать стабилизации цен на продовольствие явно не приходится. Ожидания дефляции, которую традиционно наблюдают в августе–сентябре за счет насыщения рынка овощами и фруктами нового урожая, в этом году тоже могут не оправдаться. Затраты сельхозпроизводителей существенно вырастут вслед за резким повышением цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), наблюдаемым с января. Соответственно к осени существенно подорожает и продукция агропрома.
«В росте инфляции виноваты не только цены на ГСМ, хотя они также вносят свой немаловажный вклад в повышение инфляции. В России каждый год растут цены на топливо, электроэнергию, повышаются тарифы на грузоперевозки на всех видах транспорта, поэтому о каком-то замедлении инфляции, особенно в начале года, говорить не приходится, – говорит эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева. – Другие факторы – рост цен на продовольствие в связи с прошлогодней засухой, а также мировая продуктовая инфляция». Причем надеяться на то, что рост цен на продукты затормозится раньше второй половины года, не приходится. По мнению Воробьевой, для борьбы с инфляцией можно использовать монетарные меры. Например, начать стерилизовать нефтяные доходы в Стабилизационный фонд, а не в бюджет. Однако это может серьезно ударить по росту ВВП. Другой способ – ограничить в директивном порядке рост цен на социально значимые товары. Однако в российских условиях это приведет к дефициту, а затем к еще более высокому росту цен. «Самый эффективный метод решения проблемы – развитие конкуренции. Пока у нас везде будут властвовать монополии, то и низкой инфляции нам не дождаться», – подчеркнула она.
В свою очередь, директор департамента финансово-экономической экспертизы 2trade.ru Дмитрий Пушкарев подчеркнул, что инфляция в стране к концу года может составить все 25%. «Это критическая цифра, которая отбросит финансовую систему страны на десять лет назад, – отметил он. – Вероятно, ЦБ, давая усредненные инфляционные оценки, понимает и эту цифру. Таким образом, на одной чаше весов сегодня находятся слабый рубль и рост производства, на другой – сильный рубль и низкая инфляция. В первом случае надо снижать ставку рефинансирования, во втором случае ее необходимо повышать. Сегодня ЦБ проводит политику повышения ставок, отметил Пушкарев. При ценах на нефть ниже 70 долл. за баррель такая политика существенно снизит активы ЦБ. Произойдет мягкая девальвация рубля как раз на размер отложенной инфляции, то есть порядка 20–25%. Это может случиться в четвертом квартале 2011 года. «При изменениях цен на нефть на уровне 90 долл. политика ЦБ будет иметь успех, инфляцию удастся сдержать на уровне 9–8%, а рубль может укрепиться до 28,6 рубля за доллар», – считает Пушкарев.