Потребители топлива поддержат рублем строительство дорог.
Фото Александра Шалгина (НГ-Фото)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в конце следующей недели может определиться в вопросе о начале антимонопольного расследования в отношении крупнейших российских нефтяных компаний по факту необоснованного роста цен на дизельное топливо. Об этом на правительственном часе в Госдуме вчера заявил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако многие независимые эксперты считают, что ситуация с ценами вышла из-под контроля. Дорогой бензин обернется дополнительным ростом инфляции, может создать социальную напряженность в обществе, учитывая, что затрагиваются интересы примерно 40 млн. российских автомобилистов.
Как заявил глава ФАС, речь идет о возможных нарушениях, допущенных нефтяниками в конце 2010 – начале 2011 года. Положение на рынке автомобильного топлива России действительно серьезное. Согласно данным Росстата, за период с 12 по 17 января цены на бензин выросли в среднем по стране на 1,3%, а на дизельное топливо – на 2%. Повышение цен на автомобильное топливо зафиксировано в 66 регионах. Больше всего цены на АЗС выросли в Кирове – на 6%. В Москве рост за неделю составил 2%, в среднем – до 23,72 руб. за литр, в Петербурге на 1% – до 24,41 руб. При этом с 28 декабря по 11 января бензин в среднем подорожал на 1%.
Кроме того, ФАС обратилась в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой проверить обоснованность ценообразования на нефтепродукты на российских биржах. Как заявил Артемьев, он обратил внимание, что главным аргументом нефтекомпаний является то, что «биржевые внутренние цены сегодня соответствуют их оптовым ценам». «Мы просим наших коллег из ФСФР проверить цены на бирже, в частности, на предмет адресных сделок, это их компетенция», – пояснил он.
Тем временем эксперты не исключают, что динамика роста сохранится на протяжении нескольких недель. Она связана со вступлением 1 января в силу закона о введении акцизов на топливо, призванных пополнить создаваемый дорожный фонд. Как ожидается, цены на бензин в ближайшее время вырастут еще на 2,5–3 руб. В декабре 2010 года автомобильный бензин в рознице подорожал на 0,9%, а в целом за минувший год – на 6,5%. Некоторые эксперты предрекают в 2011 году рост бензиновых цен до 10%. Другие считают, что удорожание топлива будет более умеренным – в пределах 5%.
Умерить чрезмерные аппетиты нефтяных компаний под силу пока только ФАС. Ведомство в конце прошлого года объявило, что планирует возбудить третью волну дел против нефтяных компаний, обвиняемых в искусственном завышении цен на дизтопливо и авиакеросин. По поводу стремительного роста цен на дизельное топливо, которое за прошлый год подорожало более чем на треть, ФАС разослала нефтяным компаниям предупреждения. Вчерашнее заявление Артемьева подтверждает готовность ФАС употребить власть против нарушителей. Впрочем, слова на нефтяников пока не действуют. Доходит до абсурда – дизтопливо уже стало дороже бензина АИ-92. Эксперты не исключают, что все дело в экспортных пошлинах, низких для дизтоплива. Между тем спрос на него в Европе вырос, и российские нефтяные компании предпочитают европейский рынок внутреннему.
«Основной причиной роста цен на топливо с начала года стало повышение экспортной альтернативы, то есть цены на нефтепродукты на европейском рынке за вычетом пошлин, акцизов и транспортных расходов до границы», – считает аналитик компании Rye, Man & Gor securities Константин Юминов. К тому же надо учитывать, что в январе цены на нефть достигли своих двухлетних максимумов, вплотную приблизившись к психологически важному рубежу в 100 долл. за баррель. Однако вряд ли рост цен на бензин будет долгосрочным, так как мировые нефтяные котировки начали корректироваться.
Дорогой бензин может кардинально решить проблему автомобильных пробок в России. Фото PhotoXPress.ru |
В свою очередь, гендиректор компании AsstrA Transport AG Олег Гребенько резкий рост цен на топливо в начале 2011 года объясняет не только повышением ставки акцизного сбора. По его мнению, у нефтяных компаний есть желание начать зарабатывать на российском рынке так же или почти так же, как на европейском. Из-за этого цены на бензин и дизтопливо с начала года растут высокими темпами. «Реакция госрегуляторов весьма сдержанная. В будущем нельзя исключать, что ФАС в какой-то момент найдет повод оштрафовать нефтяные компании, тем самым продемонстрировав жесткость своей позиции, – полагает он. – Но вполне вероятно, что цена к тому времени поднимется настолько, что даже снижение ставки транспортного сбора не компенсирует автомобилистам их потери».
По сути, власти, санкционировав повышение цен на автомобильное топливо, принесли в жертву интересы не только 35–40 млн. автомобилистов, но и всего населения, считает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Не надо иметь диплома экономиста, чтобы понять: январский взлет цен на АЗС неизбежно ускорит темпы роста инфляции, убежден он.
Эксперт не исключает, что все эти жертвы могут оказаться напрасными. «Хороших дорог мы так и не получим. Я не видел указа президента о том, что повышенные акцизы направляются напрямую в Федеральный дорожный фонд», – говорит Ольшанский. К тому же бюджетные средства, выделяемые на дорожное строительство, используются неэффективно, частично разворовываются.
Напомним, в России 644 тыс. км автодорог при минимальной потребности 1,61 млн. км. При этом менее 40% федеральных трасс и лишь четверть региональных соответствуют современным требованиям. Около 30 тыс. российских городов и поселков не имеют круглогодичной наземной связи с внешним миром, то есть обычной дороги с твердым покрытием.
Однако надежды властей решить проблему плохих дорог за счет автомобилистов могут не оправдаться в случае, если россияне начнут массово отказываться от пользования личными автомобилями. Кстати, недоступные для рядового потребителя цены на бензин неизбежно отразятся на объемах продаж новых машин, обрекая автопром, а вместе с ним и другие отрасли, на стагнацию.
Для многих автовладельцев 30 руб. за литр бензина, к чему сейчас неумолимо приближаются цены на АЗС, – психологический рубеж. Согласно опросу, проведенному осенью прошлого года по заказу «НГ» исследовательским центром портала Superjob.ru (см. номер от 28.09.10), около 25% автовладельцев готовы поставить машину на прикол, если цена на бензин превысит 30 руб. за литр. Еще 15% – при цене бензина выше 40 руб., а 5% респондентов заявили, что уже сделали это, считая действующие цены для себя чрезмерно высокими.