Игорь Шувалов демонстрирует оптимизм относительно будущего страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
У России есть все шансы выйти из кризиса в течение ближайшего года, полагает Игорь Шувалов. Впрочем, Минэкономразвития (МЭР) не спешит пересматривать свой прогноз на 2011 год, который исходит из консервативной оценки темпов посткризисного восстановления экономики. Скептицизмом заряжены и независимые эксперты, считающие, что РФ не обладает достаточным потенциалом для стабильного экономического роста.
«Наши прежние оценки по кризису оправдываются. И мы исходим из того, что выйдем из кризиса к 2012 году или в 2012 году», – заявил Шувалов в эфире программы «Вести в субботу». По его словам, выходом из кризиса будет считаться возвращение к объемам экономики, которые были до кризисных явлений. Однако Минэкономразвития не подкрепляет слова первого вице-премьера соответствующими расчетами. Министерство пока не намерено пересматривать показатели прогноза социально-экономического развития России на 2011 год, в том числе по инфляции и динамике ВВП. Глава ведомства Эльвира Набиуллина обещает сделать это по итогам первого квартала.
Между тем эти итоги могут принести разочарования. Согласно декабрьскому макропрогнозу МЭР, рост ВВП РФ в 2011 году составит 4,2%, промпроизводства – 4,1%, инфляции – 6–7%. Однако уже сейчас очевидно, что в расчеты закрались ошибки. Уложиться в 6–7% по инфляции – задача почти невыполнимая. По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, рост цен в России только в январе оставит около 2%, да и сама Набиуллина ожидает инфляцию по итогам первого месяца на уровне 2,1–2,3%.
Впрочем, не все потеряно. Меры по сдерживанию роста цен, которые правительство одобрило месяц назад, не могли заработать немедленно. Чтобы оценить их эффект, надо смотреть на итоги квартала, а не одного месяца, убежден Дворкович. Он солидарен с Набиуллиной в этом вопросе, говоря о том, что прогноз инфляции на 2011 год пока пересматривать преждевременно.
Зампред Центробанка Алексей Улюкаев иллюзий насчет возможностей сдержать инфляцию в начале года не питает. «Я чувствую, что в первом квартале мы увидим ускорение инфляции, – заявил он в пятницу на конференции Deutsche Bank в Лондоне. – Возможно, ситуация изменится во втором квартале, я надеюсь на это». Улюкаев исходит из того, что в 2011 году правительству и ЦБ будет чрезвычайно трудно уложиться в официальные 6–7%, и не исключает, что по итогам первого полугодия инфляция может достичь двузначных цифр в годовом выражении.
При этом высокие цены на нефть, до кризиса выступавшие локомотивом экономического роста, в современных условиях утратили это свойство. «Мы очень зависим от нефтяных цен, и прежде всего бюджетная структура. Три-четыре года назад цена на нефть была явным фактором роста нашей экономике. Росла цена на черное золото, и подъем экономики был также весьма быстрым – 6–7% ВВП в год. Но, по-видимому, сейчас это будет не такая крупная движущая сила для экономики», – подчеркнул Улюкаев.
Промышленное производство на докризисный уровень быстро вывести не получится. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
В то же время эксперты Всемирного банка (ВБ) применительно к российской экономики по-прежнему делают ставку на дорогую нефть. На днях они понизили прогноз роста ВВП России в 2011 году с 4,5 до 4,2%. В то же время ВБ повысил свой прогноз для нашей страны на 2012 год – с 3,5 до 4% роста ВВП, исходя из того, что ситуация в российской экономике станет отражением укрепляющегося внутреннего спроса и высоких цен на нефть. При этом средняя цена на черное золото в 2011 году ожидается экспертами ВБ на уровне 85 долл. за баррель против 79 долл. за баррель в 2010 году, а в 2012 году – 80,4 долл. за баррель.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, ожидания Шувалова, связанные с окончательным восстановлением российской экономики в 2012 году, могут оправдаться разве что теоретически. Тогда как в реальности это может произойти не ранее 2013 года. По словам эксперта, власти сами поставили под сомнение выполнимость собственных планов и обещаний. В частности, тем, что резко увеличили налоговое бремя на бизнес. Тормозом экономического роста может выступить и рост цен, с которым не может совладать правительство. Высокая инфляция сделает недоступными кредиты для реального сектора экономики. Соответственно многие отрасли, например – строительство и ТЭК, скорее всего не покажут заявленных в официальных прогнозах темпов роста, считает Николаев. Определенный запас для рывка вверх сохраняют обрабатывающие отрасли, однако они не обеспечат нужных показателей для экономики в целом.
Нельзя полагаться и на успехи российского фондового рынка, несмотря на то что последние полгода он показывает стабильный рост. Только с начала января 2011 года российские индексы прибавили более 5%. По мнению экспертов, главным катализатором здесь остается нефть, которая с лета прошлого года выросла на 30% – до 97,05 долл. за баррель. Однако, по мнению Николаева, «фондовый рынок – это виртуальные деньги», не всегда имеющие отношение к положению в экономике.
Главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков говорит о том, что классического кризиса, через который в 2008–2010 годах прошли развитые страны мира, в России не было. «У нас была коррекция, прежде всего объемов потребления. Кризис коснулся нескольких отраслей и отдельных людей, набравших кредиты под высокие проценты», – подчеркнул эксперт. В российской экономике по большому счету качественно ничего не изменилось. Но если власти сохранят высокий уровень госрасходов, то Россия обречена на экономический кризис.