Российский премьер Владимир Путин провел переговоры с белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем по поводу возобновления поставок российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Москва поставила перед Минском вопрос о предоставлении гарантий включения в цену нефти, экспортируемой в Белоруссию, доли прибыли от реализации бензина и нефтепродуктов, причитающейся российским нефтекомпаниям. Согласно договоренностям, достигнутым в декабре, Россия обязалась поставлять в 2011 году в Белоруссию нефть без уплаты экспортной пошлины. Белорусские партнеры должны были уплачивать российской стороне 100% экспортной пошлины за нефтепродукты, произведенные из российского сырья, если они вывозятся в третьи страны.
Безупречная на первый взгляд схема дала сбой. Контракты между компаниями на поставки нефти своевременно не были подписаны, переговоры зашли в тупик, соответственно беспошлинная нефть из России в Белоруссию с 1 января не поступает. Белорусские НПЗ живут на старых запасах, которых, по оценкам экспертов, хватит от силы на две-три недели. Если до этого разногласия устранить не удастся, остановятся не только белорусские НПЗ, но и вся экономика республики.
Таким образом, Мясникович прилетел в Москву спасать свое отечество. На встрече премьеры продемонстрировали прессе готовность как минимум услышать друг друга, но поскольку переговоры проходили за закрытыми дверями – сначала в узком, а затем в расширенном составах, – многое осталось скрыто для посторонних. Конечно, у Путина объективно чисто экономических рычагов давления больше, чем у Мясниковича. Преимущества российского премьера определяются структурой внешнеторгового оборота. Как известно, удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте РФ ограничен всего 5%, в то время как доля России в белорусском экспорте составляет 47%.
На пресс-конференцию, состоявшуюся по итогам переговоров, премьеры вышли после почти двухчасового общения, изрядно измотав друг друга. Путин не стал детализировать результаты переговоров, подтвердив лишь, что особый акцент был сделан на торгово-экономическом взаимодействии и продвижении совместных интеграционных проектов. В их числе – создание Единого экономического пространства (ЕЭП), что было и остается для Москвы и Минска одним из главных приоритетов на среднесрочную перспективу.
Отвечая на вопрос журналистов, Путин подтвердил готовность Москвы выполнять обязательства, зафиксированные в договоренностях по ЕЭП.
Что касается ситуации в топливно-энергетической сфере, включая поставки российской нефти в Белоруссию, то диалог будет продолжен. Путин выразил надежду, что все возникающие вопросы будут решаться в конструктивном ключе. Он заявил, что Россия готова стремиться к тому, чтобы объемы субсидирования белорусской экономики за счет поставок дешевой российской нефти сохранились на уровне прошлых лет – 4,124 млрд. долл. В ответ Мясникович поблагодарил Путина за обещание найти решение этой проблемы в течение ближайших недель.
Опрошенные «НГ» аналитики считают, что вне зависимости от достигнутых договоренностей напряженность в отношениях между Москвой и Минском сохранится.
Разногласия в сфере энергетики неизбежны, коль скоро не представляется возможным разделить потоки нефти, поступающие в Белоруссию из России и Венесуэлы, полагает эксперт в нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин. «Этикеток на нефти никто не видел, и разобраться в двух поставщиках нельзя», – отметил он. Ответить на вопрос, чья нефть, может только белорусское руководство. Поставки российской нефти в Белоруссию сохраняются на уровне 7,6 млн. тонн в год. Ввоз венесуэльской нефти, хотя и носит нерегулярный характер и по объемам пока незначителен, позволяет Минску убеждать Москву, что на экспорт отправляются бензин и нефтепродукты, произведенные не из российского сырья.