0
1734
Газета Экономика Интернет-версия

18.01.2011 00:00:00

Автостраховщики чистят карманы граждан

Тэги: осаго, страхование, автомобиль, скандал


осаго, страхование, автомобиль, скандал Автовладельцы не всегда могут рассчитывать на получение страховки при ДТП.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

На страховом рынке назревает очередной скандал – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уличила несколько страховых компаний в картельном сговоре при продаже полисов КАСКО на автомобили, купленные в кредит. Виновных в нарушении законодательства грозят наказать рублем. Однако даже миллионные штрафы не приведут к порядку на рынке. По словам экспертов, сегодня получить выплаты по полисам КАСКО или ОСАГО крайне сложно.

Минимальная сумма штрафа в отношении семи страховых компаний, участвовавших в сговоре на рынке автоКАСКО, может составить 70 млн. руб., считает замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, из семи компаний, признанных участниками сговора, представители трех пошли на сотрудничество с антимонопольной службой.

Эти организации могут рассчитывать на смягчение санкций. Страховую компанию, явившуюся, что называется, первой с повинной, по действующему законодательству скорее всего вообще освободят от наказания, две другие заплатят символический штраф.

По словам Кашеварова, окончательное решение по этому делу ФАС примет в течение ближайших двух месяцев. Причем это не единичный случай нарушения на рынке автоКАСКО. Напомним, что 2 августа 2010 года ФАС признала ЗАО «Компания розничного кредитования», банк «КРК», «КРК-Страхование» и еще шесть страховых компаний виновными в завышении стоимости полиса КАСКО. Покупателям, приобретавшим в кредит автомобиль, навязывали конкретные страховые компании для обязательного оформления полиса КАСКО, стоимость которого составляла 9,99% от цены транспортного средства на весь срок действия кредитного договора. Среди страдавших – жители 15 регионов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Воронежской и Челябинской областей.

Истории, подобные этим, не добавляют популярности добровольному автострахованию среди российских автовладельцев. Хотя сами участники рынка не считают сговор возможным по определению. «В рамках рынка в целом сговор маловероятен. Это теоретически возможно в случае страхования отдельных объектов, парков транспортных средств и каналов продаж, но страхователь всегда может запросить котировку у других участников рынка и получить более привлекательные условия, если конкуренция искусственно не ограничивается. Также нельзя не упомянуть жесткую позицию ФАС в этом вопросе», – отметил представитель компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.

И все равно у автомобилистов складывается впечатление, что многие страховые компании ориентированы исключительно на изъятие у них денег. В дальнейшем владельцы полисов – КАСКО или ОСАГО – это не имеет принципиального значения, сталкиваются с произволом страховщиков, которые используют малейшие уловки, чтобы отказать в страховых выплатах вообще либо максимально снизить их размер. Сотрудница одной из крупных страховых компаний призналась автору этих строк в наличии у юридического отдела плана по отказу в исках владельцев. Применительно только к Москве речь идет о 20 млн. руб. в месяц. В этом отношении страховщики со своими извращенными правилами сродни инспекторам ДПС, которым негласно также спускают «сверху» планы по штрафам и предупреждениям.

Не случайно эксперты называют именно автострахование главным продуктом, на который готовы сегодня делать ставку страховые компании. Реалии таковы, что ОСАГО и КАСКО приносят страховщикам львиную долю платежей. В структуре рынка на автострахование приходится 44% премий. Благодаря увеличению базовых тарифов по ОСАГО в 2012 году этот вид страхования для многих компаний выйдет на первый план. Правда, чрезмерно высокая доля автострахования – от 40% и выше – в общем наборе страховых продуктов компании усиливает риски дестабилизации ее работы. Именно поэтому страховщики готовы идти на нарушение антимонопольного законодательства, пренебрегать законными интересами своих клиентов, лишь бы свести к минимуму страховые выплаты.

«Независимо от вида полиса (КАСКО или ОСАГО) Госдума, прокуратура, суды буквально завалены жалобами автомобилистов на свои страховые компании», – говорит вице-председатель Движения автомобилистов России Дмитрий Ольшанский. По его словам, страховщики либо отказываются платить, ссылаясь на то, что ДТП, в котором пострадал автомобиль, якобы не страховой случай, либо предлагают компенсации, существенно меньшие, чем реальная сумма ущерба.

При таком раскладе действующая система автострахования лишена смысла. Владельцу машины дешевле и спокойнее вообще ее не страховать, чем месяцы и годы выбивать через суды у страховой компании причитающиеся выплаты. Впрочем, на недобросовестных страховщиков все же можно найти управу. «Когда в страховой компании появляется знающий все тонкости этого дела адвокат, который готов защищать интересы клиента еще до суда, страховщики сдаются», – философски заметил Ольшанский. Беда в том, что услуги такого адвоката в большинстве случаев стоят больше, чем полагающаяся страховая выплата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
734
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2477
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1668
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1286

Другие новости