Автовладельцы не всегда могут рассчитывать на получение страховки при ДТП.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
На страховом рынке назревает очередной скандал – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уличила несколько страховых компаний в картельном сговоре при продаже полисов КАСКО на автомобили, купленные в кредит. Виновных в нарушении законодательства грозят наказать рублем. Однако даже миллионные штрафы не приведут к порядку на рынке. По словам экспертов, сегодня получить выплаты по полисам КАСКО или ОСАГО крайне сложно.
Минимальная сумма штрафа в отношении семи страховых компаний, участвовавших в сговоре на рынке автоКАСКО, может составить 70 млн. руб., считает замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, из семи компаний, признанных участниками сговора, представители трех пошли на сотрудничество с антимонопольной службой.
Эти организации могут рассчитывать на смягчение санкций. Страховую компанию, явившуюся, что называется, первой с повинной, по действующему законодательству скорее всего вообще освободят от наказания, две другие заплатят символический штраф.
По словам Кашеварова, окончательное решение по этому делу ФАС примет в течение ближайших двух месяцев. Причем это не единичный случай нарушения на рынке автоКАСКО. Напомним, что 2 августа 2010 года ФАС признала ЗАО «Компания розничного кредитования», банк «КРК», «КРК-Страхование» и еще шесть страховых компаний виновными в завышении стоимости полиса КАСКО. Покупателям, приобретавшим в кредит автомобиль, навязывали конкретные страховые компании для обязательного оформления полиса КАСКО, стоимость которого составляла 9,99% от цены транспортного средства на весь срок действия кредитного договора. Среди страдавших – жители 15 регионов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Воронежской и Челябинской областей.
Истории, подобные этим, не добавляют популярности добровольному автострахованию среди российских автовладельцев. Хотя сами участники рынка не считают сговор возможным по определению. «В рамках рынка в целом сговор маловероятен. Это теоретически возможно в случае страхования отдельных объектов, парков транспортных средств и каналов продаж, но страхователь всегда может запросить котировку у других участников рынка и получить более привлекательные условия, если конкуренция искусственно не ограничивается. Также нельзя не упомянуть жесткую позицию ФАС в этом вопросе», – отметил представитель компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.
И все равно у автомобилистов складывается впечатление, что многие страховые компании ориентированы исключительно на изъятие у них денег. В дальнейшем владельцы полисов – КАСКО или ОСАГО – это не имеет принципиального значения, сталкиваются с произволом страховщиков, которые используют малейшие уловки, чтобы отказать в страховых выплатах вообще либо максимально снизить их размер. Сотрудница одной из крупных страховых компаний призналась автору этих строк в наличии у юридического отдела плана по отказу в исках владельцев. Применительно только к Москве речь идет о 20 млн. руб. в месяц. В этом отношении страховщики со своими извращенными правилами сродни инспекторам ДПС, которым негласно также спускают «сверху» планы по штрафам и предупреждениям.
Не случайно эксперты называют именно автострахование главным продуктом, на который готовы сегодня делать ставку страховые компании. Реалии таковы, что ОСАГО и КАСКО приносят страховщикам львиную долю платежей. В структуре рынка на автострахование приходится 44% премий. Благодаря увеличению базовых тарифов по ОСАГО в 2012 году этот вид страхования для многих компаний выйдет на первый план. Правда, чрезмерно высокая доля автострахования – от 40% и выше – в общем наборе страховых продуктов компании усиливает риски дестабилизации ее работы. Именно поэтому страховщики готовы идти на нарушение антимонопольного законодательства, пренебрегать законными интересами своих клиентов, лишь бы свести к минимуму страховые выплаты.
«Независимо от вида полиса (КАСКО или ОСАГО) Госдума, прокуратура, суды буквально завалены жалобами автомобилистов на свои страховые компании», – говорит вице-председатель Движения автомобилистов России Дмитрий Ольшанский. По его словам, страховщики либо отказываются платить, ссылаясь на то, что ДТП, в котором пострадал автомобиль, якобы не страховой случай, либо предлагают компенсации, существенно меньшие, чем реальная сумма ущерба.
При таком раскладе действующая система автострахования лишена смысла. Владельцу машины дешевле и спокойнее вообще ее не страховать, чем месяцы и годы выбивать через суды у страховой компании причитающиеся выплаты. Впрочем, на недобросовестных страховщиков все же можно найти управу. «Когда в страховой компании появляется знающий все тонкости этого дела адвокат, который готов защищать интересы клиента еще до суда, страховщики сдаются», – философски заметил Ольшанский. Беда в том, что услуги такого адвоката в большинстве случаев стоят больше, чем полагающаяся страховая выплата.