Премьер Владимир Путин нашел общий язык с главным исполнительным директором British Petroleum Робертом Дадли.
Фото РИА Новости
«Роснефть» и британская корпорация British Petroleum (ВР) достигли принципиальных договоренностей о совместной работе на арктическом шельфе. Многомиллиардную сделку в минувшую пятницу лично благословил российский премьер Владимир Путин. Эксперты называют случившееся «браком больных гигантов», к тому же продиктованным политическими соображениями – в том числе и делом ЮКОСа. Кроме того, через принадлежавшую государству «Роснефть» российское правительство фактически получит влияние на британскую компанию.
ВР и «Роснефть» будут совместно разрабатывать нефтегазовые месторождения на российском арктическом шельфе. В совместном предприятии 67% акций будет принадлежать российской компании, 33% британской. Кроме того, произойдет обмен активами – BP получит 9,5% акций «Роснефти» в обмен на 5% своих акций. Сделка по обмену акциями оценивается в 7,8 млрд. долл. Начать добычу нефти на арктическом шельфе предполагается через 5–10 лет, а вся программа по освоению новых месторождений в российской Арктике рассчитана на 50 лет.
На Нью-Йоркской бирже сообщение о союзе «Роснефти» и BP вызвало резкий скачок стоимости акции ВР, которые выросли в цене сразу на 3,5%. Рост котировок объясняется в том числе позицией российских властей – сделка получила одобрение Владимира Путина, который в минувшую пятницу встретился с руководством британской компании. «Ресурсы по нефти составляют 5 миллиардов тонн, по газу – 10 триллионов кубометров. Это серьезные цифры, требующие подтверждения, но они вполне реалистичны, и я надеюсь, что эти ресурсы превратятся в запасы. Эта работа может приобрести масштабный характер и оказать заметное влияние на всю мировую нефтегазовую отрасль», – подчеркнул премьер.
Путин коснулся болезненной для англичан темы – аварийного разлива нефти в Мексиканском заливе, случившегося в прошлом году. «В России есть поговорка: «За одного битого двух небитых дают». Это говорит о том, что вместе мы должны внимательным образом анализировать все, что происходит с самого начала на шельфовых проектах», – заявил премьер.
Главный исполнительный директор ВР Роберт Дадли не остался в долгу. Арктический шельф России имеет большой потенциал, и при освоении этого региона нужно использовать самые современные технологии, сказал он, пообещав инвестировать средства в строительство центров по исследованию арктического шельфа в Санкт-Петербурге и Мурманске. Глава ВР также напомнил, что компания давно и успешно работает в России, много лет является партнером «Роснефти». По его мнению, пример успешного сотрудничества ВР и «Роснефти» благоприятно отразится на инвестклимате и притоке иностранных инвестиций в России.
В свою очередь, министр энергетики Великобритании Крис Хьюн, присутствовавший на церемонии подписания соглашений об обмене акциями между «Роснефтью» и ВР, заявил о стратегической важности сделки. «Российские нефть и газ будут играть стратегически важную роль в обеспечении топливом мира и Европы. Мы также знаем, что ВР переживает один из самых сложных периодов в своей истории, но рады, что они по-прежнему открыты для ведения бизнеса», – подчеркнул министр.
Энтузиазм по поводу углубления сотрудничества «Роснефти» и ВР отмечен далеко не повсеместно. В частности, член Палаты представителей США и замглавы Комитета по природным ресурсам Эдвард Марки обратился к американским властям с призывом проверить сделку – не угрожает ли она национальной безопасности Соединенных Штатов.
По мнению Эдварда Марки, альянс «Роснефти» и BP может плохо отразиться на деятельности американского подразделения британской компании, а обмен акциями, вероятно, затруднит взыскания с нее штрафов и компенсаций за аварию на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, случившуюся 22 апреля 2010 года.
По оценке независимых экспертов, ВР, возможно, придется потратить на компенсационные выплаты и штрафы в течение пяти лет как минимум 60 млрд. долл. Это почти в 20 раз больше того, что компания потратила на саму ликвидацию последствий аварии – 3,12 млрд. долл. Прямым следствием аварии в Мексиканском заливе стало резкое снижение рыночной капитализации компании – со 145 млрд. евро до 91 млрд. евро. Падение произошло всего за полтора месяца. В итоге прошлым летом у руководства BP были веские основания для беспокойства по поводу возможного поглощения компании конкурентами. Чтобы выпутаться из долгов, ВР пришлось распродать свои активы примерно на 10 млрд. долл., а также урезать дивиденды акционерам.
Глава совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин готов осваивать российский арктический шельф вместе с англичанами. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин назвал сделку ВР и «Роснефти» «политически мотивированной». «Путин воспользовался бедственным положением ВР. По сути – это брак двух больных гигантов. ВР серьезно ослаблена после аварии в Мексиканском заливе, а «Роснефть» испытывает острую нехватку технологий и финансовых ресурсов для самостоятельной реализации проектов на арктическом шельфе», – говорит эксперт. Принимая во внимание то обстоятельство, что главой совета директоров «Роснефти» является вице-премьер Игорь Сечин, можно сделать вывод, что после обмена активами часть британской нефтяной компании фактически станет принадлежать российскому правительству.
Однако, по мнению Крутихина, у англичан выбора практически не было. «ВР до предела завязла в России. До 24% принадлежащих компании запасов нефти и газа находятся на российской территории», – напомнил эксперт. Нельзя забывать, что компании в России принадлежит и большая сеть АЗС. Причем в Москве автозаправки открывались при поддержке Шавлы Чигиринского, имевшего возможность решать вопросы напрямую с тогдашним столичным мэром Юрием Лужковым. «Благодаря этому ВР получала лучшие места для размещения своих АЗС в Москве», – считает Крутихин. После отставки Лужкова ситуация изменилась, и теперь российские власти в любой момент могут оказать давление на ВР, в том числе через российского партнера в ТНК. Все это в конечном счете и сделало британцев сговорчивыми в вопросе о реализации совместных с «Роснефтью» проектов в Арктике.
Эксперты напоминают о болезненном для российских властей политическом аспекте – деле ЮКОСа, активы которого большей частью, как известно, отошли «Роснефти». На этом основании Крутихин называет российских нефтяников «скупщиками краденого». Впрочем, ревизии взглядов Запада на дело ЮКОСа из-за сделки «Роснефти» и ВР он не предвидит. Такого же мнения придерживается и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Решение ВР об альянсе он связывает с твердой уверенностью руководства компании в том, что как минимум до 2018 года в России будет править Владимир Путин. С учетом этого британцы и выстраивают бизнес в нашей стране. «ВР ведет себя как компания, которая хочет присутствовать на российском рынке», – резюмировал Ясин.
Со своей стороны, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напоминает, что ВР и «Роснефть» – старые партнеры еще по Сахалину. Однако, по его мнению, привлекать иностранных инвесторов разумнее было бы на более поздних стадиях реализации проектов, связанных с разработкой нефтегазовых месторождений. Если бы разведанные запасы углеводородного сырья на шельфе Карского моря были подтверждены, то входной билет в этот проект для ВР обошелся бы значительно дороже. Однако собственными финансовыми ресурсами в достаточном объеме «Роснефть» сегодня не обладает, поэтому без англичан обойтись и не получается. Альянс двух нефтяных компаний Правосудову не представляется безупречным. Существуют определенные риски, связанные с последствиями аварии в Мексиканском заливе. Пока ВР ограничилась возмещением ущерба в размере 20–30 млрд. долл., но точка в этом деле не поставлена, и вполне вероятно, что обойтись малой кровью у компании не получится.