Глава «Газпрома» Алексей Миллер готов к строительству «Южного потока».
Фото Reuters
Многолетнее трубопроводное противостояние между Россией и Евросоюзом может завершиться объединением газопроводов Nabucco и «Южный поток». Такое мнение в минувший понедельник высказал американский посол в Италии Дэвид Торн в интервью итальянской газете La Stampa. По его словам, эту точку зрения разделяет и итальянская компания Eni – главный партнер России в Европе по строительству трубопровода «Южный поток». Российские эксперты считают такие планы утопичными, учитывая, что «Газпрому» необходим полный контроль над поставками российского газа в Европу, а не какое-то мифическое «сотрудничество» в этом вопросе.
«Компания Eni изменила свою позицию, выступив в поддержку слияния проектов «Южный поток» и Nabucco, – заявил Торн, сославшись на итоги «множества встреч» с главой Eni Паоло Скарони, проходивших в Риме и в Вашингтоне. – Я сказал бы, что мы находимся в фазе конструктивного диалога».
Напомним, что итальянский газовый гигант Eni считается главным европейским сторонником проекта «Южный поток», призванного поставлять газ в Европу в обход Украины – традиционной транзитной страны.
Между тем сам «Газпром» не против строительства газопровода Nabucco, но чем его заполнять – это проблема европейцев, заявил глава концерна Алексей Миллер в интервью, опубликованном в немецком журнале Spiegel 10 января. «Мы не выступаем против Nabucco, – подчеркнул он. – Если европейцы хотят Nabucco, они должны построить его. Мы не против, это их проблема.
Нашей задачей является выполнение своих контрактных обязательств по поставкам газа нашим потребителям». По его словам, «с ежегодными 63 миллиардами кубометров газа для «Южного потока» мы не составляем ни для кого конкуренции».
При этом Миллер отметил, что «Газпром» не видит проблемы в том, если какой-то участник Nabucco захочет участвовать одновременно и в «Южном потоке». Например, продолжил он, «австрийская компания OMV участвует в обоих трубопроводах», и «имеются также немецкие компании, которые интересуются «Южным потоком». Отвечая на вопрос Spiegel, зачем России строить оценивающийся в 24 млрд. евро газопровод «Южный поток» в дополнение к уже строящемуся «Северному потоку», Миллер отметил: «Оба трубопровода находятся полностью в русле нашей стратегии, а также стратегии Европейского союза в области диверсификации транспортировки газа. «Северный поток» и «Южный поток» создают новые транспортные коридоры в Европу. До сегодняшнего дня 80% российского газа поступает через Украину. Есть хорошая российская поговорка: не кладите все яйца в одну корзину».
Российские газовики осваивают технологии строительства морских трубопроводов. Фото с сайта «Газпрома» |
Между тем отраслевые эксперты считают, что едва начавшаяся дискуссия по поводу возможного объединения Nabucco и «Южного потока» не получит никакого продолжения. Как пояснил «НГ» ведущий аналитик журнала «Разведка и добыча» Михаил Крутихин, заявления американского чиновника – это дипломатическая игра, преследующая как минимум две цели. «Первая – каким-то образом подействовать на Россию и дать понять, что США не отвергают сам проект «Южного потока», но просят неких ответных действий, – отмечает он. – Вторая цель – оказать давление на европейцев, которые медленно принимает решения по реализации Nabucco». Но другое дело, что «Газпром» с таким объединением вряд ли согласится, полагает эксперт. Концерну необходим контроль над трубой, по которой российский газ поступает европейским потребителям, и пускать в нее конкурентов монополист совершенно не заинтересован. «При этом мнение азиатских поставщиков газа может быть каким угодно, но на позицию «Газпрома» они повлиять вряд ли смогут, – полагает Крутихин. – Что же касается экономической составляющей, то «Южный поток» изначально был политическим проектом, так что о его экономической целесообразности не может быть и речи. Строить такую дорогостоящую трубу, чтобы обезопасить себя от капризов Украины, – абсолютный экономический нонсенс».
В свою очередь, директор департамента компании «2К
Аудит – Деловые консультации»/Morison International Александр Шток напоминает, что пока заявление об объединении проектов прозвучало только от представителей США. Тогда как сами участники конкурирующих проектов планы объединения не комментировали. Так что о перспективах объединения говорить рано. «Учитывая преимущества «Южного потока» перед Nabucco в виде ресурсной базы, на данном этапе объединение трубопроводов выгоднее европейскому проекту, – полагает Шток. – При этом Nabucco за счет России получит не только ресурсную базу, но и возможность использовать уже имеющиеся маршруты транспортировки центральноазиатского газа через территорию РФ».
По мнению аналитика, объединение проектов может быть выгодно России только при условии значительного роста потребления газа в Европе. «Если РФ не сможет обеспечить потребности европейских потребителей за счет собственных ресурсов, то ей будет выгодно зарабатывать еще и на транзите центральноазиатского газа, который будет возможен как раз за счет объединения «Южного потока» и Nabucco, – предполагает он. – Вместе с тем, если Nabucco удастся получить собственную ресурсную базу в Центральной Азии, смысла объединять трубопроводы у Европы не будет».