Жертвы энергоаварии вынужденно покидают аэропорт «Домодедово».
Фото Reuters
Два дня сотни населенных пунктов Подмосковья, в которых проживают несколько десятков тысяч человек, оставались без электроснабжения. Тысячи авиапассажиров ночевали в обесточенных аэропортах. Остановка пригородных электричек оставила сотни тысяч жителей Московской области без транспорта. У специалистов формальных претензий к энергетикам нет – стихия есть стихия. Тем более что в Центральном регионе, по существующим нормативам, специальных мер защиты энергосетей от обледенения не требуется. Однако есть и те, кто призывает изменить нормативы и укрепить сетевое хозяйство центральной России.
В эти выходные столичный регион окатило ледяным дождем. Ледяной дождь – это атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром 1–3 миллиметров, внутри которых находится незамерзшая вода. При падении шарики разбиваются, и вода моментально образует на поверхности гололед. Такой дождь пролился на столицу и Подмосковье в субботу, а к утру воскресенья лед сковал провода, тротуары, машины, деревья...
Деревья, каждая веточка которых оказалась в ледяной скорлупе, не выдерживали тяжести. По данным Московской службы спасения, около 2 тыс. деревьев упали, повредив несколько десятков автомобилей. Медики сообщили Интерфаксу, что за выходные пострадало более 1,3 тыс. человек – в два раза выше показателей обычных дней.
Роковые последствия ледяной дождь имел для системы электроснабжения столичного региона. Одно из упавших от тяжести льда деревьев утром в воскресенье оборвало линию электропередачи (ЛЭП) на юге Подмосковья, после чего началось веерное отключение. В области были обесточены 68 ЛЭП и 27 крупных электроподстанций, которые обеспечивают энергией целые города и районы области.
На ликвидацию аварий было брошено около сотни ремонтных бригад, но оперативно восстановить энергоснабжение не удалось. К утру понедельника электричества все еще не было в 320 населенных пунктах, в которых живет более 55 тыс. человек. В Москве в воскресенье не работали несколько трамвайных и троллейбусных маршрутов. Выбились из расписания электропоезда Казанского, Белорусского, Ярославского, Горьковского, Ленинградского направлений. Тяжелая ситуация сложилась в столичных аэропортах: в воскресенье в «Домодедово» было задержано 189 рейсов. В «Шереметьево» – 56 рейсов.
Ситуация в московском авиаузле нормализуется в течение двух ближайших дней, заявил вчера глава Росавиации Александр Нерадько. Комментируя случившееся, чиновник призвал не списывать все на несовершенство схемы электропитания аэропортов. В то же время Нерадько отметил, что его ведомство готово пересмотреть ряд технических нормативов для обеспечения дополнительного резервирования энергопитания аэродромов. Что касается аэровокзалов, то, как выяснилось, требований о наличии в них автономных источников питания вообще нет.
Эксперты находят много общего между предновогодним ЧП 2010 года и блэкаутом 2005 года. Пять лет назад из-за пожара на подстанции «Чагино» четверть потребителей электроэнергии столицы осталась без электричества. Остановились метро и троллейбусы, многие дома лишились водоснабжения. Однако сегодня оснований для претензий к энергетикам меньше. Член правления «Объединение энергостроителей» Александр Щукин напоминает, что каждому региону страны присвоена определенная категория «гололедоопасности». «Наиболее часто обрывы магистральных электрических сетей происходят в южных районах России: Волгоградская область, Ростовская и др. Именно на юге страны в течение осенне-зимнего периода температура часто переходит через ноль. При проектировании и строительстве ЛЭП это учитывается: используются усиленные провода, усиленный грозотрос, усиливаются траверсы, на случай гололедообразования создаются схемы плавки гололеда», – подчеркнул эксперт.
По словам Щукина, сегодня необходимо пересмотреть категорийность регионов РФ по гололедоопасности. До сих пор считалось, что в центральной России вероятность таких явлений, как ледяной дождь, очень мала – раз в 20 лет. Поэтому для Москвы и не предусматривались меры, аналогичные тем, что принимаются в южных районах страны.
«В отношении распределительных сетей специальные противогололедные меры не актуальны по причине экономической нецелесообразности. Но необходима комплексная реконструкция распределительных сетей в целом, в том числе с использованием бетонных опор, самонесущих изолируемых проводов и т.д.», – полагает Щукин.
Экс-министр энергетики России Виктор Кудрявый считает, что коль скоро средняя полоса страны не относится к гололедным регионам и повторения ЧП можно ждать десятилетия, то экономически нецелесообразно вкладывать десятки миллиардов рублей, например, в переоборудование ЛЭП. Никто в мире так и не поступает. Сетевое хозяйство составляет до 37% стоимости всей энергосистемы страны. Воздушные ЛЭП дешевле подземных кабельных линий в 4–5 раз, на них быстрее ликвидировать аварии. «В Москве почти 40 лет меняют ЛЭП на кабель, но где только есть малейшая возможность, сохраняют ЛЭП», – сказал Кудрявый.
По мнению экспертов, в борьбе с последствиями гололедов можно использовать и западный опыт. В развитых странах более 30 лет применяются высоковольтные провода сверхкомпактной скрутки, которые успешно противостоят капризам погоды. Использование этих проводов снижает риск обрыва при частичном внешнем повреждении, а также из-за налипания снега и образования наледи.