Разрушенному Поти предстоит стать одним из пунктов новой грандиозной автотрассы.
Фото Reuters
Вчера президент Дмитрий Медведев подписал Закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Трасса протяженностью более 7 тыс. км должна объединить причерноморские страны и активизировать их экономические и туристические связи. Бюджет супер-стройки пока не определен. Но эксперты уверены, что проект будет реализован и страны-участницы смогут преодолеть возможные возражения Грузии.
Как сообщила вчера пресс-служба Кремля, законом ратифицируется Меморандум, который был подписан правительствами государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 19 апреля 2007 года в Белграде.
Правительства государств – членов ОЧЭС признают существование значительных трудностей в осуществлении международных автомобильных перевозок и необходимость скоординированных усилий по реконструкции и постройке дорог в регионе. В соответствии с Меморандумом планируется создание кольцевой высокопропускной автомагистрали протяженностью около 7140 км. Трасса пройдет через Стамбул, Самсун, Трабзон (Турция), Батуми, Поти (Грузия), Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог (Россия), Мариуполь, Мелитополь, Одесса (Украина), Кишинев (Молдавия), Бухарест (Румыния), Хасково (Болгария), Комотини, Александруполис (Греция), Эдирне, (Турция). По мнению участников, реализация проекта позволит создать современную дорожную инфраструктуру Черноморского региона и активизировать торгово-экономические и туристические связи. Это будет способствовать экономико-социальному развитию не только Черноморского региона, но и всего Европейского континента.
Несмотря на благие намерения, реалии таковы, что на пути черноморского кольца будет немало препятствий. Во-первых, финансировать строительство, эксплуатацию и реконструкцию автомагистрали планируется за счет госсредств и средств частного бизнеса. Могут также привлекаться средства Европейского инвестиционного банка, ЕБРР, Всемирного банка и других банков и фондов, а также средства из фондов Евросоюза. Однако конкретных обязательств, как и сметы стоимости проекта, пока не существует. В частности, Россия не приняла на себя обязательств по дополнительным расходам, покрываемым за счет бюджета. Более того, существует ряд политических препятствий, главный из которых – позиция Грузии.
Как пояснил в беседе с «НГ» член Клуба независимых экспертов Грузии Георгий Хухашвили, очень желательно, чтобы такой проект состоялся. «Но при этом нельзя забывать о том, что сегодня на пути его реализации существует ряд политических препятствий и нерешенных проблем, – отметил он. – В данной ситуации всем сторонам надо думать прежде всего о снятии этих препятствий. Я надеюсь, что Грузия и Россия будут сотрудничать, но пока политических предпосылок для такого сотрудничества нет».
Между тем, как отмечает часть экспертов, существует еще и исторический аспект – например, Карский договор от 13 октября 1921 года. Согласно которому внешними гарантами той же Аджарии, по территории которой – Батуми – также пройдет трасса, выступают Россия и Турция, а стало быть, вопрос о ее прокладке может быть решен на его основе.
Впрочем, Хухашвили настроен категорично. «Что касается Карского договора, то в XXI веке говорить о нем можно только с историко-политической точки зрения, – подчеркивает он. – Ссылки на него могут походить скорее на угрозу, чем на желание сотрудничать. У нас сегодня хорошие отношения с Турцией, и я надеюсь, что дело до рассмотрения пунктов Карского договора не дойдет – слишком многие страны окажутся замешанными┘»
Тем не менее в том, что касается непосредственно вопросов необходимости строительства, аналитики почти единодушно его поддерживают.
Как отмечает главный инженер инжиниринговой компании ИК «2К» Андрей Смирнов, в целом Грузия играет весьма важную роль в проекте кольцевой автодороги вокруг Черного моря. «Само кольцо, несомненно, будет ключевым в проекте, однако его значение многократно увеличивают радиальные ответвления, – поясняет он. – Одно из таких ответвлений как раз предусмотрено на грузинской территории. Речь идет о маршруте Ахалсиче (Грузия) – Гюмри – Ереван – Раздан (Армения) – Тбилиси (Грузия). Эта дорога позволит связать Армению с Азербайджаном и Турцией через Грузию. В данный момент это наилучший альтернативный вариант решения проблемы изолированности Армении. При этом заинтересованность в транспортной артерии проявляет не только Ереван, но и Стамбул, Баку, а также Москва, поддерживающая Армению». Учитывая общее количество заинтересованных стран, на Тбилиси будет оказываться мощное давление, поэтому России и Грузии для полноценного проекта автодороги все же придется искать компромисс, считает Смирнов.
В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян считает, что с экономической точки зрения Грузии сопротивляться нет никакого смысла. «Она сейчас активнейшим образом развивает свою прибрежную инфраструктуру, восстанавливает услуги, отели, – перечисляет аналитик. – Реально, если туда не хлынут россияне (а пока не очень понятно, как они туда могут хлынуть), на одних армянах и азербайджанцах вряд ли много заработаешь». При этом Грузия сейчас может конкурировать со всеми причерноморскими государствами по соотношению цена–качество услуг и может стать достойным конкурентом той же Турции, уверен Микаелян.