0
1606
Газета Экономика Интернет-версия

17.12.2010 00:00:00

Российскому авторынку грозит утилизация

Тэги: автопром, россия, рф, кризис


автопром, россия, рф, кризис Российский автопром сильно вырос в 2010 году за счет государственной поддержки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Способен ли авторынок России самостоятельно расти в 2011 году, или он может существовать только при бюджетной поддержке программ утилизации автохлама? На этот вопрос у экономистов сегодня нет однозначного ответа. Некоторые эксперты предсказывают спад автопродаж в России – особенно после сворачивания господдержки. Другие, напротив, ждут нового роста.

Вчера на 19-й международной автомобильной конференции директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что все 400 тыс. свидетельств на продажу автомобилей по программе утилизации старых машин будут выданы в России до конца 2010 года. По его словам, «программа утилизации хорошо себя зарекомендовала и серьезно встряхнула авторынок и работу автозаводов».

С начала реализации программы утилизации выдано около 384 тыс. свидетельств об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств и продано почти 262 тыс. автомобилей на сумму свыше 13 млрд. руб.

Казалось бы, именно эти позитивные изменения авторынка зафиксировал в конце года и Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В последнем отчете АЕБ сообщается, что продажи новых легковых отечественных и иностранных автомобилей выросли в течение последних 11 месяцев текущего года на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре рост продаж составил 80% к ноябрю 2009 года. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас уточнил, что «ноябрь продемонстрировал самый высокий рост рынка с декабря 2008 года, более того – рынок продолжает расти, стремясь к показателю 1,9 миллиона проданных машин за год». В годовом исчислении рост может составить, по данным АЕБ, 30%. В 2010 году в десятку лидеров продаж попали такие марки, как Lada, Chevrolet, Kia, Renault, Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Daewoo, ГАЗ.

При этом вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Марк Овенден уточнил, что хотя ситуация и выглядит обнадеживающе, однако для действительно устойчивого восстановления российского авторынка необходим и устойчивый рост экономики. Иначе будущее завершение госпрограммы утилизации приведет к затуханию положительных процессов, наметившихся сегодня на российском авторынке. «Действительно, практически весь прирост продаж на российском автомобильном рынке в 2010 году пришелся на автомобили, реализованные по программе утилизации. В следующем году программа будет продолжена, что внесет определенный положительный вклад в статистику», – соглашается с обнадеживающими выводами АЕБ начальник аналитического отдела финансовой группы БКС Максим Шеин. Более того, по словам Шеина, в стране можно наблюдать постепенный рост потребительского спроса, поэтому даже после завершения госпрограммы серьезного провала в продажах не случится.

Представители агентства «Автостат» сообщили вчера «НГ», что с 2009 по 2015 год в России в целом ожидается посткризисное восстановление рынка легковых автомобилей. С 2015 года можно будет говорить о стабилизации рынка. Кризисные провалы возможны лишь в сегменте импортных автомобилей. «Постепенно продажи новых импортных автомобилей будут замещаться автомобилями, производимыми в России. Импортировать будут лишь те модели, которые не производятся на российских заводах и имеют небольшой спрос», – отмечают в «Автостате».

Однако иной взгляд на ситуацию сложился в Центре развития при Высшей школе экономики (ВШЭ), которым руководит Сергей Алексашенко. Экономисты ВШЭ, ссылаясь на свои расчеты, заявили, что ноябрьский рост продаж легковых автомобилей в России на 80% на самом деле соответствует уровню продаж октября и сентября текущего года. Значит, надо говорить вовсе не о буме продаж, а, наоборот, о прекращении взрывного роста (около 10% к предыдущему месяцу), который наблюдался ранее. Более того, по данным ВШЭ, сейчас примерно 30% автомобилей продаются по программе утилизации, импорт же до сих пор в два-три раза ниже показателей 2008 года, что обусловлено ужесточением таможенного режима.

Но самое главное, по мнению специалистов ВШЭ, состоит в том, что пропагандируемая властью государственная программа утилизации старых автомобилей, похоже, не оправдывает в полной мере возложенных на нее надежд. Даже с таким «допингом», как эта программа, производство автомобилей в России все равно до сих пор не вышло на уровень 2008 года. В октябре оно составило 90% к октябрю 2008 года. «Но ведь программа утилизации рассчитана всего на 670 тысяч автомобилей (374 тысячи договоров уже заключены на 1 декабря) в 2010–2011 годах. И для того, чтобы во второй половине следующего года (после окончания действия программы утилизации) не было зафиксировано падения производства, спрос на автомобили должен вырасти примерно на 50% от уровня 11 месяцев этого года без учета влияния программы утилизации», – сообщают в Центре развития, называя такой сценарий чудом.

«С закрытием программы утилизации производителям, которые на нее ориентированы, – прежде всего АвтоВАЗу, придется искать новые способы для стимулирования спроса. Рост продолжится лишь у производителей, независимых от программы по утилизации. Поэтому в 2011 году на авторынке РФ вполне вероятна стагнация», – добавляет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев. Более того, по мнению эксперта, уже сегодня эффективность госпрограммы по стимулированию спроса заметно снижается, свидетельство тому – замедление темпов роста объема продаж на автомобильном рынке в ноябре. «Программа действует с начала года, и те, кто рассчитывал на эту программу, уже ею воспользовались. Так что в сектор автомобильных продаж возвращаются рыночные условия. В следующем году, судя по всему, сохранится тенденция к снижению эффективности господдержки», – делает вывод Клюев. Если же говорить о предпочтениях самих россиян, то спрос, по мнению эксперта, в 2011 году скорее всего сохранится на иностранные бюджетные модели российского производства.

Соглашаются с такими выводами и некоторые непосредственные участники авторынка. «В 2010 году автомобильный рынок очень сильно вырос за счет государственной поддержки. Поэтому именно от нее автомобильная сфера будет зависеть и в 2011 году, – поясняет гендиректор компании FRESH Денис Мигаль. – Если государство будет стимулировать первичный или вторичный автомобильный рынок, можно смело говорить о росте. Причем речь идет не только о стимулировании посредством программы утилизации, но и о более выгодных кредитных программах, улучшенных условиях страхования, понижении или остановке роста транспортного налога. Если же государство ничего стимулировать не будет, то о росте говорить уже сложно. Потому что, как показывает практика, у людей не так много наличных денег».

При этом Мигаль обращает внимание на то, что в текущем году авторынок как раз потерял осенний сезон продаж, а не нарастил его – ожидаемого всеми скачка не произошло. И тут возможны два варианта развития событий: хороший и плохой. Либо отложенный спрос даст о себе знать в первом полугодии 2011 года, тогда рынок немного оживет. Либо же осеннее затухание продаж станет началом депрессивной для авторынка тенденции. Какой вариант правдоподобнее – судить сложно. К примеру, начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун считает ноябрьское понижение продаж вполне традиционным. Он уверен, что в декабре продажи автомобилей вырастут примерно на 4–5%. А сам Мигаль говорит о том, что российский авторынок уже давно стал внесезонным и что надо наконец-то перестать делать скидку на сезонность.

В итоге некоторые участники авторынка надеются лишь на то, что в следующем году объем продаж будет поддержан хотя бы «вторичкой». «В 2011 году в продажу должны поступить автомобили, которые были куплены новыми в 2007–2008 годах, – говорит гендиректор суперавтомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. – Это добавит приблизительно 10% к объему сделок, заключенных в 2010 году».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1631
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1402
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1264
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
895

Другие новости