Российские дорожники осваивают новые технологии строительства.
Фото РИА Новости
Стоимость строительства дорог в России поражает воображение. Затраты на один метр трассы Москва–Санкт-Петербург еще до начала строительства превысили 1,18 млн. руб., а в действительности они скорее всего окажутся значительно выше. Предварительную стоимость строительства 43-километрового участка дороги глава Минтранса Игорь Левитин оценил в 51 млрд. руб. В его ведомстве настаивают, что затраты на дорожное строительство в РФ соответствуют среднемировым. Однако примеры конкретных объектов заставляют в этом сомневаться.
Участок скоростной автотрассы Москва–Санкт-Петербург через Химкинский лес будет построен к концу 2013 года, сообщил во вторник министр транспорта РФ Игорь Левитин. По его словам, стоимость существующего варианта строительства – 51 млрд. руб. Как пояснил вчера «НГ» заместитель председателя правления госкорпорации «Автодор» Сергей Кельбах, речь идет не только о восьми километрах дороги через Химкинский лес, а об участке длиной в 43 километра – с 15 по 58 км скоростной дороги Москва–Санкт-Петербург. Несложно подсчитать, что суммарные затраты в расчете на один метр этой дороги составляют примерно 1,19 млн. руб. Понятно, что в эту сумму входят не только непосредственные затраты на сооружение дорожного полотна, но и строительство необходимых вспомогательных сооружений. Тем не менее такая цена метра дороги кажется необычайно высокой – особенно на фоне утверждений специалистов Минтранса, что средняя стоимость строительства дорог в нашей стране довольно невысока и примерно соответствует показателям Китая или Финляндии. В «НГ» имеется справка Минтранса, где в сопоставимых ценах приведено сравнение стоимости одного километра полосы движения в разных странах. Так, в России один километр одной полосы движения в среднем по стране стоит примерно 41 млн. руб., в Китае – около 35 млн. руб., а в Финляндии – 40,6 млн. руб. При этом на равнинной местности на незастроенной территории километр полосы движения в России стоит всего 30,5 млн. руб. Однако названная главой Минтранса смета строительства в 51 млрд. руб. заставляет предположить, что трасса Москва–Санкт-Петербург будет иметь не восемь и даже не десять полос движения, а все сорок.
Глава Минтранса Игорь Левитин знает, куда направить бюджетные средства. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
«НГ» уже не первый раз отмечает подозрительно высокие расходы на дорожное строительство. Так, 28 июня этого года газета писала о том, что удельные затраты на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта составили примерно 200 тыс. долл. на один погонный метр дороги. Тогда аномально высокие затраты в Минтрансе объяснили «стесненными горными условиями городской территории», а также большим количеством «подпорных удерживающих сооружений». Но строящийся участок дороги Москва–Санкт-Петербург проходит не по горам и не по плотной городской застройке. Более того, маршрут этой трассы выбирался, если верить объяснениям чиновников, как раз именно так, чтобы исключить отселение жителей или выкуп частных земель.
Удивляется стоимости строительства не только «НГ», но и руководители страны. Так, президент Дмитрий Медведев заявил: «Здесь (в строительстве автодорог. – «НГ») не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам». «Во всех технологических схемах во внимание нужно принимать только цифры и факты. Стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30% – это факт. Формула проста: применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей». «До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Более того, я проезжал по некоторым совсем новым трассам – их уже ремонтировать пора», – отмечал премьер Владимир Путин. А по словам председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, в России стоимость строительства дорог в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза – чем в США, и в 7 раз выше, чем в Китае. Однако справка Минтранса о сравнительной стоимости дорог в разных странах полностью опровергает эти заявления Медведева, Путина и Степашина. Не исключено, что именно новое строительство автотрассы Москва–Санкт-Петербург по незастроенной равнинной территории позволит выявить истину в споре дорожников с первыми лицами государства.