Дмитрий Медведев следит за развитием инноваций в России.
Фото Reuters
Вчера фонд «Сколково» объявил о первых участниках – резидентах строящегося инновационного центра. Победителями конкурса стали 16 компаний, представившие на конкурс свои оригинальные проекты. Глава фонда «Сколково» Виктор Вексельберг считает, что через 5–7 лет потребность в фонде отпадет, поскольку созданная экосистема для инновационной отрасли будет работать самостоятельно. Однако независимые эксперты настроены скептически. Даже в случае успеха «Сколково» не создаст спроса на инновации и не приблизит Россию к инновационной экономике.
Среди объявленных вчера в «Сколково» проектов-победителей оказались: «Разработка оригинальных лекарственных средств для лечения инфекций вирусной этиологии и методов диагностики вирусных заболеваний», «Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий», «Трехмерный рендеринг с использованием облачных вычислений», «Сверхпроводниковая индустрия» и другие.
«Велись очень напряженные обсуждения по поводу лучших проектов», – объявил президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, который лично вручал сертификаты первым участникам. «Я уверен, что полученные средства будут потрачены эффективно, так как люди, занимающиеся наукой, чаще всего отличаются нравственной чистотой, – считает Вексельберг. «Очень бы хотелось, чтобы через пять лет Вексельберг и фонд «Сколково» как организующая структура были никому не нужны, а созданная экосистема жила и работала сама по себе», – заявил глава фонда.
В свою очередь, помощник президента Аркадий Дворкович считает, что науке, бизнесу и власти не хватает взаимопонимания, и именно поэтому родилась идея «Сколково». Инновационный прорыв, по словам Дворковича, возможен сегодня в таких сферах, как информационные, медицинские, космические, энергетические технологии.
Однако независимые эксперты уверены, что даже в случае успеха отдельных проектов опыт «Сколково» нисколько не приблизит Россию к построению инновационной экономики. «Инновационная экономика создается в странах с высоким уровнем конкуренции, где инновации становятся насущной необходимостью для бизнеса, поскольку без них предприятия просто обречены на поражение в конкурентной борьбе. У нас же гарантией успеха является дружба с губернатором, а вовсе не внедрение каких-либо технологий. Поэтому нынешняя российская экономика и не создает рыночного спроса на инновации. А без рыночного спроса проект «Сколково» практически никак не повлияет на развитие отечественной экономики», – рассуждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Таким образом, главными препятствиями на пути к инновационной экономике является вовсе не взаимное недопонимание между учеными и бизнесменами, а гораздо более важные причины. «Даже в случае коммерческого успеха отобранных проектов мы получим еще один патронируемый государством наукоград – причем далеко не самый лучший», – считает Николаев.
«В случае успеха проект «Сколково» станет центром инновационного развития, однако поставить всю экономику на новые рельсы за счет одного наукограда вряд ли получится», – соглашается эксперт «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев. Чтобы «Сколково» начал функционировать полностью самостоятельно, необходимо запустить проекты, конечная продукция которых востребована на рынке уже сегодня. «Если в итоге «Сколково» выйдет на самоокупаемость и начнет приносить прибыль, это и послужит стимулом для развития инновационных проектов в России», – считает эксперт.
Другие экономисты указывают на локальный и эксклюзивный характер проекта. «Значительным достижением «Сколково» стало бы превращение хотя бы одного города России в оазис, защищенный от рейдерства и коррупции, где инновационный бизнес мог бы чувствовать себя уверенно и спокойно», – говорит гендиректор промышленно-консалтинговой группы «Развитие» Виктор Кухарский.