Валерий Зорькин рассуждает о криминализации России.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Российское государство, в котором власть срослась с криминалом, нестабильно и продолжает деградировать, предупредил в пятницу в своей статье в «Российской газете» глава Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин. Эксперты «НГ» соглашаются: криминальная власть несовместима с модернизацией и диверсификацией экономики. Однако нынешняя власть вряд ли откажется от связей с криминалом, считают наблюдатели. В России криминальный бизнес подчас очень успешен и даже инвестиционно активен. В итоге попытка модернизировать экономику оборачивается «модернизацией» криминала, который все больше интегрируется во власть.
Если наше государство окончательно превратится из криминализованного в абсолютно криминальное, то это будет угрожать как конституционному строю страны, так и планам модернизации. Государство, в котором власть активно сращивается с криминалитетом, обрекает себя на деградацию. «Криминализующаяся система по определению не может быть стабильной. Все славословия в адрес пресловутой стабильности мгновенно теряют всяческий смысл, коль скоро перестает быть понятным, что мы имеем в виду под стабильностью», – цитирует Зорькина Прайм-ТАСС. Зорькин спрашивает: о какой стабильности идет речь - народа и нормального социально-экономического функционирования или преступных сообществ и криминальной патологии? Глава КС считает: вопрос об эффективности борьбы с криминализацией – это вопрос о том, сохранится ли Россия в ближайшие 10 лет.
Эксперты «НГ», в свою очередь, уверены: негативные проявления симбиоза власти и криминала мы можем наблюдать не в кратко- и среднесрочной перспективе, а уже сегодня. К таким проявлениям директор Института проблем глобализации Михаил Делягин относит недавние техногенные аварии и катастрофы. «Что такое катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, на шахте «Распадская» и им подобные? Это результат массового воровства и коррупции», – поясняет он. Все последствия аварий берет на себя государство, точнее – они ложатся на плечи простого населения, а частные владельцы за эти последствия практически не отвечают, поэтому они не соблюдают требования техники безопасности, не тратятся на ремонт и модернизацию. «Такое возможно только при полукриминальном сращивании бизнеса и государства, – говорит эксперт. – В таких условиях модернизация невозможна даже теоретически». Главная проблема состоит в том, что внешне страна, в которой власть и криминал интегрированы, вполне может демонстрировать стабильный экономический рост. А значит, что-то менять или с кем-то бороться в такой стране просто незачем. В случае с Россией симбиоз власти и криминала затушевывается благоприятными нефтяными ценами.
Когда криминалитет сращивается с властью, то вполне логично, что значительно возрастает доля теневой экономики, напоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. А теневая экономика предполагает уход в тень от уплаты налогов. Это сокращение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Как уточняет Делягин, в России существует только один вид обязательных платежей, и это отнюдь не налоги, а платежи криминалу – «то, что называется коррупцией, а по сути является силовым рэкетом». В итоге, говорит Делягин, бизнес отдает основные деньги бандитам на поддержание неформальной системы государственной власти. При этом само сокращение налоговых поступлений не сразу заметно, продолжает Николаев, потому что стране повезло в 2000-е годы с ценами на нефть, поток нефтедолларов до сих пор внешне компенсирует последствия криминализации власти.
Криминалитет подчас показывает, что он способен эффективно вести бизнес. «Очень настораживает, что за оболочкой образцового хозяйства обнаруживается чистейшей воды криминал», – рассуждает Николаев. Здесь можно говорить даже о некой «цивилизации криминалитета». Часто экономически успешный криминальный бизнес пытается полностью легализоваться, стать «цивилизованным» и даже социально ответственным. Кроме того, именно такой бизнес сохраняет инвестиционную активность, когда внешние инвесторы и некриминалитет отказываются иметь дело с мафиозной экономической средой.
«Сращивание криминала с властью автоматически не отменяет экономический рост и даже не отрицает модернизацию», – считает Николаев. Но настоящая модернизация – организация справедливой конкуренции – в условиях криминального государства недостижима. Когда чиновникам выгодно прикрывать свои злоупотребления притекающими нефтедолларами, у них нет мотивов менять сырьевую экономику на несырьевую и инновационную.
«Бандитские группировки сегодня и есть та сила, которая обеспечивает покорность России нынешней коррупционной диктатуре», – уверен Делягин. И что-то менять в сложившейся системе власть вряд ли захочет, криминал обеспечивает чиновникам значительную часть взяток – их благосостояние. Именно поэтому чиновники вместо модернизации предпочитают иметь дело с успешным криминальным бизнесом и заниматься его «модернизацией», то есть интеграцией во власть.