В 2011 году будет много ценовых сюрпризов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
За месяц до Нового года стало ясно: в проекте бюджета-2011 заложены утопические прогнозы и параметры. Правительственные чиновники не могут оценить ни будущий рост цен, ни уже состоявшийся. То же самое касается размеров бюджетного дефицита. Эксперты «НГ» подтверждают: инфляция вырывается из-под контроля. Чтобы сгладить ценовые шоки россиян, правительство в преддверии выборов скорее всего пойдет на индексацию пенсий, соцвыплат и зарплат бюджетников. Однако население эту индексацию не заметит, так как она снова отстанет от реального уровня инфляции. Зато ее «заметит» бюджет.
Сегодня становится ясно, что заложенные в проекте бюджета-2011 прогнозы и параметры далеки от действительности и не отражают те тенденции, которые стали уже очевидными даже для самих финансовых властей РФ.
На такой вывод наталкивают последние заявления чиновников об уровне инфляции в 2010 и 2011 годах. Получается, что либо бюджет-2011 придется корректировать, либо он окажется утопическим, потому что все официальные прогнозы и показатели значительно разойдутся с реальным положением дел в стране.
К примеру, на данный момент в проекте бюджета официально запланировано, что в 2011 году инфляция достигнет 6,5%, в 2012 году она составит 6%, а в 2013 году - уже 5,5%. Между тем эти параметры вызывают у многих экспертов сомнения, потому что, похоже, в правительстве до сих пор так и не сложилось единого мнения относительно финансового будущего страны и четкого понимания происходящих в экономике процессов. Пока что чиновники не могут не только спрогнозировать инфляцию будущего года, но и оценить итоги уже случившегося в текущем году роста цен. Об инфляции-2010 из их уст звучат довольно разнообразные мнения, которые сходятся лишь в одном – рост цен превышает официальные прогнозы, на которые ориентируется власть в своей социально-экономической политике.
В частности, помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что инфляция по итогам 2010 года может составить 8,7%. Глава Минэкономразвития (МЭР) Эльвира Набиуллина сказала о 8,5%, ее заместитель Андрей Клепач – о 8,3%. При этом официальный прогноз на текущий год составляет около 7–8%. Более того, ранее – до аномально жаркого и неурожайного лета – официальный прогноз был куда оптимистичнее, речь шла о 6–7%.
Невозможность оценить итоги 2010 года влечет за собой и туманность прогнозов на будущий год. Несмотря на заложенные в бюджете-2011 6,5% инфляции, МЭР, по словам Клепача, ожидает в следующем году роста цен в России на уровне уже 7%. И то – если не произойдет резкого скачка цен на продовольствие на мировых рынках. На этом фоне сделанные президентом Дмитрием Медведевым в его недавнем Послании заявления кажутся как минимум наивными: снижение инфляции до 4–5% к 2013 году, видимо, так же недостижимо, как и соответствие официальных прогнозов реальной экономической ситуации.
Точно такая же неопределенность складывается и с размером бюджетного дефицита. В проекте бюджета заложено, что в 2011 году дефицит составит чуть больше 1,8 трлн. руб. (3,6% ВВП). Однако стало известно, что Минфин планирует подготовить в него поправки – для компенсации доходов внебюджетных страховых фондов, которые «выпадают» из-за введения двухлетнего льготного периода по страховым взносам для малого бизнеса. Об этом сообщил после заседания комиссии по межбюджетным отношениям глава ведомства Алексей Кудрин. Министр обратил внимание: пока не решено, за счет каких именно источников будет производиться такая компенсация. Однако он не исключил, что уровень бюджетного дефицита в 2011 году может быть повышен.
Независимые эксперты считают, что власти сегодня довольно серьезно запутались. «На цены в стране влияет ряд факторов, которые неподконтрольны правительству, например мировая продовольственная инфляция, которая может продолжить разгоняться и в 2011 году», – приводит пример условности официальных прогнозов замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. По его мнению, 2011 год преподнесет россиянам рост цен как минимум на уровне 8%.
Главная же проблема состоит в том, что всю условность официальных прогнозов понимают, по сути, только сами чиновники и экономисты. А простому населению приходится доверять очередным заявлениям и посланиям. Поэтому очень часто за счет такого доверия потенциального электората власти начинают популистскую игру с цифрами. Сначала политики обещают в будущем очевидное улучшение ситуации, однако при наступлении этого «будущего» происходит разворот – чиновники соревнуются в том, кто хуже опишет текущий провал и чей прогноз уже на «следующее будущее» окажется оптимистичнее. «Определенный умеренно лицемерный оптимизм в прогнозах – это обязанность финансовых властей всех стран, в том числе и российских, и американских», – замечает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.
При этом слишком заметное расхождение инфляционных прогнозов с реальной экономической ситуацией чревато вполне конкретными проблемами. Такими, как рост бюджетного дефицита и запредельный уровень налогообложения, что Россия и получит с 2011 года, когда страховые взносы будут повышены до 34%. Причина таких проблем кроется, по словам Пятенко, в том, что в преддверии выборов власти стремятся идти на популистские, дающие политические бонусы меры. Речь идет об активной индексации пенсий, социальных выплат, зарплат бюджетников, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее разрастание бюджетного дефицита и дальнейший рост инфляции.
«Полный пересмотр бюджета сейчас уже вряд ли состоится. Поэтому можно говорить об урезании определенных статей расходов для сокращения дефицита бюджета. Скорее всего это будут инфраструктурные проекты, – поясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева. – Дефицит бюджета будет покрываться также за счет роста налоговой нагрузки на средний и крупный бизнес».
Эксперты не устают повторять: индексация, которая воспринимается политиками как мера по сглаживанию ценовых шоков и по реабилитации власти в глазах граждан, чаще всего остается незамеченной населением. Потому что она, как правило, отстает от реального уровня инфляции на 1–2%. Ведь индексируются доходы населения обычно с учетом именно официальных – заниженных – прогнозов роста цен. Сглаживание ценовых шоков происходит скорее на словах, чем на деле.