Таможенному союзу еще предстоит пройти проверку на прочность и прозрачность.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана становится привлекательным для партнеров по СНГ. При этом оформить членство в нем не прочь уже не только экономически слабые республики Центральной Азии. В пятницу президент Украины Виктор Янукович не исключил, что к союзу в перспективе также может присоединиться и его страна. Между тем становление Таможенного союза идет сложно. В частности, рост издержек российских нефтяных компаний только за счет повышения вывозных пошлин на нефтепродукты, которые после 1 января 2011 года будут взиматься на внешних границах ТС, оценивается в 15 млрд. долл.
Скорого вступления Украины в Таможенный союз ожидать не приходится. Для этого, по словам Виктора Януковича, необходимо будет внести изменения в Конституцию, а этот процесс, по мнению экспертов, может затянуться. Однако заявление украинского лидера свидетельствует о переменах в отношении Киева к самой идее ТС России, Белоруссии и Казахстана (продолжение темы см. на стр. 6). Со своей стороны, президент РФ Дмитрий Медведев предложил украинскому коллеге смотреть дальше общих таможенных границ, в том числе и по вопросу об участии в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), которое должно прийти на смену Таможенному союзу.
В настоящее время два российских министерства – Минфин и Минэнерго – выясняют отношения по поводу повышения экспортных пошлин на нефтепродукты. Минэнерго не согласно с предложением Минфина повысить эти пошлины до 85–90% от вывозной пошлины на нефть. С соответствующим заявлением 25 ноября в кулуарах саммита ШОС в Душанбе выступил министр энергетики Сергей Шматко.
Отметим, что по правилам ТС компании с 2011 года должны будут платить вывозные пошлины на нефтепродукты на внешних границах. Замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов не исключает, что правительство может уже в декабре принять решение резко повысить вывозные пошлины на нефтепродукты, которые сейчас составляют 70,7% от нефтяной пошлины на светлые и 38,1% – на темные нефтепродукты. Из-за этого российские нефтяные компании переплатят примерно 15 млрд. долл. в год. При этом правительство пока не нашло ответа на вопрос, как компенсировать бизнесу издержки – субсидиями или снижением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Впрочем, как считает российское руководство, Таможенный союз хотя пока далек от совершенства, но первые итоги его существования премьер Владимир Путин считает позитивными. «Бизнес, инвесторы уже выстраивают свои планы развития, исходя из новых интеграционных возможностей», – говорит он. Эти возможности таковы: Таможенный союз объединил страны с населением 167 млн. человек, совокупным ВВП в размере 2 трлн. долл. и товарооборотом 900 млрд. дол. Эксперты оценивают финансовый эффект от создания Таможенного союза в 400 млрд. долл. для России и 16 млрд. долл. для Белоруссии и Казахстана. По прогнозам, к 2015 году общий эффект от создания Таможенного союза для его участников может составить до 15% прироста ВВП.
При этом надежды стран-участниц связаны не только с активизацией внешнеэкономической деятельности. В частности, Белоруссия рассчитывает восстановить объемы экспорта своих товаров в Россию. Новые возможности открываются и для предприятий России и Казахстана. Первый зампред комитета по промышленности Госдумы Валерий Драганов назвал наиболее зримым результатом «25–30% увеличения товарооборота внутри Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном за 100 дней с официального начала его работы».
Экономисты объясняют резкий рост товарооборота внутри Таможенного союза эффектом низкой базы. Реалии таковы, что внешнеторговый оборот внутри ТС низок, всего 5–6% от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Например, доля товарооборота с Белоруссией во внешнеторговом обороте России в 2009 году составляла всего 4,7%, с Казахстаном – 2,3%. Применительно к Белоруссии доля России была 47%, а Казахстана – 0,8%. Оборот торговли Казахстана с Россией составил 24%, а Белоруссии – 0,7%.
«Таможенный союз – мощная база для создания в будущем Единого экономического пространства. Благодаря ему лучше работает технологическая цепочка прохождения грузов на единой таможенной территории трех стран, ускоряется оборачиваемость капиталов, товаров и услуг», – говорит замдиректора Международного института проблем управления Михаил Крук. Впрочем, одной из нерешенных проблем на данный момент остается администрирование таможенных платежей, которые должны будут распределяться между странами пропорционально объемам их внешнеэкономической деятельности. Эти функции, убежден Крук, должен взять на себя единый наднациональный финансовый институт.
Между тем Таможенный союз означает взаимное открытие рынков России, Белоруссии и Казахстана. В связи с этим, отмечает Драганов, перестают работать меры господдержки и госрегулирования. В результате производители неизбежно столкнутся с усилением конкуренции, что заставит их работать лучше. Нуждается в совершенствовании закон о таможенном регулировании, в котором должны быть четко прописаны нормы прямого действия, исключающие двойные толкования, удобные для бизнеса.