Сергей Сидорский настаивает на сохранении нынешних цен на газ для Белоруссии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С приближением Нового года традиционно обостряются газовые проблемы. Главные оппоненты – Украина и Белоруссия. Как заявил в субботу белорусский премьер Сергей Сидорский, его страна рассчитывает в будущем году сохранить цены на газ на уровне 2010 года. Учитывая, что сейчас и на спотовом, и на европейском рынках они ниже газпромовских на 15–20%. О том, что уже до конца года должен быть найден компромисс, заявил и президент Украины Виктор Янукович. По мнению экспертов, доводы партнеров вполне справедливы, но конкретные скидки будут зависеть от политиков и их решений.
«С 1 января 2011 года газ для нашей страны должен идти по формуле с коэффициентом 1», – заявил Сидорский в эфире телеканала «РТР-Беларусь».
– Безусловно, в переговорах с Россией, на моих последних встречах с председателем правительства Владимиром Путиным, мы отстаивали позицию, чтобы в 2011 году для Белоруссии были максимально сохранены цены 2010 года». Как заявил глава белорусского правительства, «мы исходим из того, что сегодня и на спотовом рынке, и в ЕС цены на газ для той же Германии на 15–20% ниже, чем мы сегодня имеем по тем контрактам, которые есть в наших странах». Он пояснил, что «Газпром» разрешил в контракте с Германией закупать часть газа не у самого концерна, а на спотовом рынке, где цена сегодня гораздо ниже. Именно этим фактом и руководствуется белорусская сторона, отстаивая собственные позиции.
Напомним, что контрактная цена на российский газ для Белоруссии в третьем квартале текущего года составила 193,47 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом, как говорится в отчете «Газпрома» за третий квартал, во втором квартале 2010 года цена российского природного газа для Белоруссии составляла 184,2 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом в 2007 году цена газа, поставляемого в Белоруссию, составляла 100 за 1 тыс. куб. м, но с 2008 года она рассчитывается ежеквартально по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут. Ранее зампредправления «Газпрома» Андрей Круглов говорил, что средняя цена на российский газ для Белоруссии в 2011 году может составить 220 долл. за 1 тыс. куб. м.
Между тем проблемой газовой цены всерьез озабочена и Украина, газ для которой обойдется еще дороже. Недавно украинские СМИ обнародовали со ссылкой на компанию «Нафтогаз» прогнозную цену на 2011 год. Ожидается, что в среднем она составит 269 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом украинское правительство считает, что и нынешняя цена на уровне 252 долл. является существенно завышенной из-за нерыночной формулы ценообразования, на которую в 2009 году согласилось правительство Юлии Тимошенко.
В конце октября по итогам переговоров премьер-министров Николая Азарова и Владимира Путина было объявлено о политическом решении: в первом квартале 2011 года цена на газ для Украины сохранится на уровне четвертого квартала сего года. Азаров назвал еще более оптимистичные цифры – 230–235 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако в «Газпроме» в тот момент уточнили, что цена не может быть ниже 250 долл.
Комментируя рост недовольства ценовой политикой «Газпрома», ведущий аналитик журнала «Разведка и добыча» Михаил Крутихин полагает, что, несмотря на все претензии и логичные возражения, платить столько, сколько потребует российский газовый монополист, придется и Минску, и Киеву. «Другое дело, что вопрос цены на газ для Украины и Белоруссии давно перешел из экономической плоскости в политическую, – напоминает эксперт. – Так что не исключено, что вопрос будет решаться путем взаимных переговоров, в ходе которых стороны могут пойти навстречу друг другу». К тому же претензии, которые высказывают партнеры «Газпрома», вполне логичны и справедливы, считает Крутихин. «Сегодня газ в Европе действительно дешевле на 10–20%, чем по газпромовским контрактам, а в США цена вообще ниже раза в три, – поясняет он. – Но ни Белоруссия, ни Украина не могут воспользоваться этой ситуацией, а потому с «Газпромом» придется каким-то образом договариваться». Впрочем, и у российского концерна рынок сужается, требуется прилагать все больше усилий, чтобы его сохранить и при этом поддерживать нормальные отношения с партнерами. Так что поле для переговоров остается обширным.