Глава правительства знакомится с положением дел в школах.
Фото с сайта правительства РФ
Вчера премьер Владимир Путин сходил в школу. Среднюю, общеобразовательную, московскую, № 1060. Однако к разряду обычных эту школу причислить язык не поворачивается. В ней в одно время учились Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский и Александр Мень. Так что по показателю знаменитых и талантливых выпускников эта школа выходит за рамки общероссийских стандартов. Ну а сегодня она отмечена успехом директора Михаила Случа, недавно объявленного победителем конкурса «Лучший учитель года» и получившего из рук премьера «Хрустального пеликана».
Школа № 1060 внутри меньше всего напоминала «потемкинскую деревню». Здание, построенное в 1936 году, наверняка знало лучшие времена и выглядело более респектабельно. Однако Владимир Путин оценил школу не «по одежке», а по уму. Пройдясь в сопровождении директора Михаила Случа, главы Минобрнауки Андрея Фурсенко и столичного мэра Сергея Собянина по школьным этажам, заглянув в классы, поговорив с учениками, премьер пришел в восторг. По его словам, внешне эта школа вроде как рядовая, но «по наполнению», по тому, как выстроен процесс обучения, рядовой она не является. Путин честно признался, что впечатлен увиденным. Отдал должное он и Минобрнауке, которое выбрало директора именно этой школы в список претендентов на звание «Лучшего учителя 2010 года», который и стал победителем весьма престижного в педагогической среде конкурса.
Было видно, что министру Фурсенко похвала премьера в высшей степени приятна. Виновник торжества Михаил Случ держался скромно, но приз, причитающийся ему как победителю – «Хрустального пеликана», – принял как должное. Пользуясь случаем, Путин вспомнил о заслугах лауреата. В 1991 году директор, тогда простой учитель математики, успел поработать рабочим-строителем, восстанавливая школу фактически из руин. В 1992 году школа открылась вновь, став именоваться «Свободной Вальдорфской», что означает, что во главу угла в ней было поставлен учет интересов и индивидуального прогресса каждого ученика. В 2005 году Случ возглавил педагогический коллектив. Два года спустя школа получила грант в размере 1 млн. руб. за те новации, которые применялись в учебном и воспитательном процессе. Деньги потратили на дополнительное материально-техническое оснащение школы. А хрустальный пеликан, прилетевший к директору три года спустя, подтвердил, что успех трехлетней давности нельзя считать случайностью.
От приятного (вручения приза) Путин незамедлительно перешел к полезному – обсуждению проблем образования с учителями и родителями школы № 1060. Он открыл еще одну причину этой встречи – в четверг на заседании президиума правительства будет рассматриваться проект Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на период 2011–2015 годов. Предыдущая ФЦПРО была принята в 2006 году и завершается в текущем году. В дополнение к ней реализовывались мероприятия приоритетного нацпроекта «Образование», в рамках которого, по мнению премьера, «сделано немало». Впрочем, тут же честно признал Путин, «проблем осталось больше, чем решенных вопросов».
Новая ФЦПРО призвана продолжить преобразования в среднем и высшем образовании. На эти цели будет потрачено 157 млрд. руб., из которых 53 млрд. руб. – бюджетные деньги. Средней школе причитается не так уж много – всего 10,5 млрд. руб. При этом ближайшая пятилетка должна стать пятилеткой существенного повышения эффективности экономики образования, внедрения механизмов государственно-частного партнерства, расширения финансовой самостоятельности образовательных учреждений, увеличения объемов финансирования школ и вузов из внебюджетных источников.
Путин заверил, что это вовсе не предполагает отказ государства от выполнения всех существующих обязательств по финансированию системы образования.
Мнения независимых экспертов по ситуации в сфере образования несколько расходятся с официальной позицией. «Реформа длится уже несколько лет и охватывает все уровни образования. Кульминацией реформы мы считаем законопроект «Об образовании», который призван привести в порядок и сделать прозрачным действующее регулирование всех образовательных процессов», – говорит директор учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев. Пока состояние этого законодательства удручающее. Основные законы были приняты в 90-х годах, и с тех пор большое количество поправок превратило их в несогласованные, местами противоречащие друг другу документы. «Мы возлагаем большие надежды на новый закон. Но пока законопроект оставляет желать лучшего. Тем не менее есть надежда, что в ходе публичного обсуждения недостатки удастся устранить», – говорит Изместьев.
По словам ведущего аудитора компании «Анеста Аудит» Елены Стрелковой, информация о новой реформе образования появилась в конце 2009 года. Согласно ее плану, государство берет на себя оплату только трех уроков общеобразовательного минимума на первую половину дня, а во второй все уроки (иностранный язык, физкультура, труд, рисование, музыка, информатика и т.д.) будут платными. «Непонятным остается, как нововведения отразятся на сельской школе. Реформа касается не только платы за занятия, но и постепенной ликвидации профильных (педагогических) вузов. Некоторые из них переименуют в образовательные центры. Не исключено, что запись в трудовой книжке «педагог» можно будет получить, окончив только педагогические курсы», – отмечает Стрелкова.