Главы Казахстана, Белоруссии и Азербайджана могут гордиться более благополучной, чем в России, социальной статистикой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По разнице доходов бедных и богатых Россия вдвое опередила страны СНГ. Разрыв между 10% наиболее и наименее обеспеченных граждан составляет в России почти 17 раз, тогда как в Казахстане – всего 5,3 раза, в Украине – около 9 раз, а в Белоруссии около 5 раз. Отличилась Россия среди стран СНГ и по слишком низкой продолжительности жизни. Меньше, чем в России, люди живут только в двух постсоветских республиках.
Сильнейшее расслоение по доходам и крайне низкая продолжительность жизни граждан оказались слабым местом России даже на фоне стран СНГ. Об этом сообщила вчера «НГ» Счетная палата, которая днем ранее частично обнародовала результаты сравнения социально-экономических показателей РФ на фоне соседей из СНГ.
При проведении исследования использовалась официальная статистическая информация Статкомитета СНГ и Росстата. Счетная палата (СП) обращает внимание: по таким ключевым макроэкономическим показателям, как ВВП, товарооборот и экспорт, Россия оказалась безусловным лидером среди стран СНГ. В течение последних пяти лет доля РФ в ВВП стран СНГ составляет почти 80%, в товарообороте между странами Содружества на Россию приходится более чем 40%, в экспорте российская доля равняется почти 60%. Однако на этом успехи российской экономики, судя по всему, заканчиваются.
Как выяснили аудиторы СП, Россия уступает средним показателям СНГ по продолжительности жизни и уровню дифференциации доходов населения. Вчера представитель Счетной палаты разъяснил «НГ», что «по сравнению с Россией ниже продолжительность жизни населения отмечается только в Казахстане и Туркменистане». Далее в ведомстве Сергея Степашина указали на то, что «дифференциация доходов населения России выше – более чем в два раза – по сравнению со странами СНГ, доля каждой из которых в совокупном ВВП СНГ превышает 2,5%». То есть речь идет о сравнении России с такими относительно крупными государствами, как Азербайджан, Белоруссия, Казахстан и Украина.
Напомним, согласно Росстату, коэффициент фондов РФ – то есть отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан – составил в 2009 году 16,7 раза, а в январе–сентябре 2010 года коэффициент оказался на уровне 15,8 раза. Тем самым в январе–сентябре этого года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов. Причем независимые эксперты всегда указывают на то, что официальные показатели расслоения населения РФ по доходам неточно описывают реальность. Разрыв в доходах, по разным оценкам, может превышать и 20–22 раза (см. «НГ» от 01.11.10). И если учесть, что российский уровень расслоения по доходам как минимум вдвое превышает уровень стран СНГ, получается, что в соседних с РФ государствах коэффициент фондов составляет максимум 8–10 раз.
В целом этот вывод подтверждается данными официальной статистики соседних с Россией государств. К примеру, Агентство Республики Казахстан по статистике зафиксировало в 2009 году коэффициент фондов на уровне 5,3 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в Казахстане в прошлом году 8,2%, в России же этот показатель оказался в полтора раза выше и достиг примерно 13%. Похожие цифры, явно отличающиеся от российского показателя, называют по странам СНГ и независимые эксперты. «Разрыв между доходами 10% наиболее богатого и 10% наименее обеспеченного населения в Белоруссии составляет шесть раз, на Украине – девять раз», – обращает внимание генеральный директор Nobel Biocare Russia Александр Смирнов и добавляет, что, например, в Европе нормальным показателем дифференциации доходов является пяти-, шестикратное различие. «При этом я бы не сказал, что количество бедных в России и на Украине так сильно различается, просто в нашей стране гораздо больше прослойка очень богатых людей, сколотивших себе состояние на эксплуатации огромных природных ресурсов», – уточняет Смирнов. В целом, большинство экспертов соглашаются с тем, что государственная политика в России направлена именно на поддержку нефтегазового комплекса и владельцев нефтегазовых компаний. «Ситуация изменится к лучшему лишь тогда, когда не только на словах, но и на деле главным национальным достоянием страны станет простой россиянин», – замечает гендиректор «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.
«Пока мы не диверсифицируем нашу экономику, говорить о снижении дифференциации в нашей стране не приходится», – утверждает, в свою очередь, замдиректора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. По ее словам, чем больше экономика ориентирована на сырьевые сектора, которые всегда концентрируются в определенной географической зоне, тем выше расслоение населения по доходам. Кроме того, в России сохраняются очень высокие барьеры для внутренней миграции россиян, что способствует увеличению относительной бедности. Если в каком-либо моногороде остановилось профильное предприятие, люди, как правило, физически не могут переселиться в более благоприятную с экономической и социальной точки зрения зону. «Невозможность переезда в более благоприятные для получения доходов зоны способствует и росту дифференциации», – поясняет Овчарова.
Со степенью дифференциации доходов косвенно связана и низкая продолжительность жизни граждан. «Высокая дифференциация – фактор, способствующий низкой продолжительности жизни россиян, – считает Овчарова. – Но это не основной фактор». Главный вклад в низкую продолжительность жизни, уточняет она, вносит не столько даже социальное расслоение, сколько социокультурные стандарты поведения. В России уже давно укоренился стандарт такого образа жизни, при котором стресс снимается потреблением алкоголя. А забота о здоровом образе жизни, как правило, не входит в список приоритетов.