Принято считать, что в списке крупнейших российских бизнесменов все главные места занимают сырьевые магнаты, торговцы топливом и полезными ископаемыми, есть в нем и олигархи другого типа. Финансовая и инвестиционная деятельность постепенно становится модным трендом российского бизнеса. Вслед за российскими нефтью, газом и никелем в Европу, не без труда, но все же приходит российский капитал.
Кто-то совмещает в своей работе разные рынки и активы различных отраслей. Таков, например, Алексей Кузьмичев, руководитель группы "А1", крупнейшей российской инвестиционной группы как по числу, так и по сумме сделок. Последнее время группа активна не только в нефтяной, но и в телекоммуникационной отрасли. Другой известный бизнесмен Александр Мамут стал в 2009 году владельцем 61 % акций компании Spar Moscow Holding, нидерландской сети магазинов-супермаркетов со штаб-квартирой в Амстердаме. Закупочный кооператив объединяет под своей вывеской более 15 000 магазинов в 34 странах мира и создан по принципу объединения розничных торговцев под единым брендом с целью получения выгодных условий от поставщиков. В июле 2007 года «Тройка Диалог», принадлежащая бизнесмену Рубену Варданяну в консорциуме с российско-казахстанской девелоперской компанией ИПГ «Евразия» и казахстанской компанией Caspi Neft приобрела контрольный пакет акций турецкого химического холдинга Petkim Petrokimya. Это было заметной сделкой, стоимость которой составила $2,05 млрд.
Хорошим примером успешного несырьевого бизнесмена можно было бы назвать миллиардера Сергея Полонского, владельца и руководителя одной из крупнейших российских девелоперских компаний Mirax Group, если бы не его неудачи в России.
Вообще выход российских бизнесменов на финансовые и банковские круги развитого мира совершенно необходим для построения современного рынка в самой России, формирования ее делового имиджа, столь важного фактора современной экономики. Покупка современных технологических активов и построение транснациональных корпораций –единственное, что может избавить страну от роли сырьевого придатка. Такой процесс уже начался, но проходит он не без трудностей. Отчасти из-за того же имиджа, сформированного российским бизнесом в 90-е годы, отчасти из-за нежелания зарубежных корпораций допускать русских предпринимателей к ключевым высокодоходным, технологичным активам. Есть и третья причина, конкурентная борьба в России, один из любимых приемов которой – создание отрицательного информационного фона, общественного мнения вокруг нужной фигуры или компании.
Образец действия менее топорной, но более продолжительной антирекламы, как и других факторов, можно видеть на примере банковского конгломерата "Конверс Групп" и его владельца Владимира Антонова.
В России Антонов известен в основном как совладелец компании Spyker cars, которая спасла от банкротства автомобильную марку Saab, выкупив ее. Эта сделка сопровождалась настоящей информационной битвой. Примерно год тому назад компания Spyker, тридцатью процентами активов которой владел Антонов, инициировала приобретение шведского бренда. Для последнего предусматривалось немало плюсов, особенно актуальных во время экономического кризиса: шведские рабочие сохраняют места и не оказываются на улице, а престижная марка держится на плаву. Одновременно с этим российский бизнес получает доступ к современным технологиям и в лице Владимира Антонова попадает в клуб владельцев крупнейших автоконцернов. Вероятно, это устраивало не всех. Информационная кампания против сделки началась с заявления в одной шведской газете о неких претензиях, которые американское ФБР якобы имеет к Антонову. Дальше информация была разнесена прессой по всему миру со ссылкой на эту газет или друг на друга. В результате возникшего скандала Антонову пришлось продать свою долю в Spyker. ФБР, меж тем, так и не огласило никаких претензий к бизнесмену и до сих пор неизвестно, была ли эта организация вообще в курсе якобы проведенного ею расследования. В итогах официального расследования, которое провело само ФБР, ясно говорится об отсутствии незаконных операций в деятельности "Конверс Груп". Это позволило бизнесмену возвратиться к переговорам о сделке по Саабу, но информационные нападки на него, правда, не прекратились. Уже без отсылки к претензиям ФБР Антонова пытались выставить функционером теневого бизнеса после того, как он начал переговоры о покупке футбольного клуба "Глазго Рейнджерс".
Эксперты отмечают нежелание западного бизнеса допускать вхождение в конкурентную среду россиян, продиктованное опасением перед пока все еще новой для международного рынка полнокровной силой. Можно вспомнить злополучные истории покупки «Эрликона» компанией «Ренова» Виктора Вексельберга, «Опеля» «Сбербанком», неудавшуюся покупку ведущей российской нефтяной компанией испанского топливного гиганта «REPSOL».
Может быть, больше других от такой тенденции достается «Конверс групп». Так, несколько лет назад, когда в Молдавии совершил самоубийство бизнесмен Игорь Вайнберг, компании которого "Конверс Групп" оказывала финансовую поддержку, в СМИ тут же появились материалы, в которых эта история преподносилась как "вероятное заказное убийство". Тут ссылались не на ФБР, а на молдавские правоохранительные органы, которые якобы склонны рассматривать в качестве заказчика убийства владельца "Конверс Груп". Но дело в том, что компания Вайнберга к моменту его смерти уже давно не сотрудничала с "Конверсом", а официальное молдавское МВД считает причиной смерти именно самоубийство, на что указывают документы из МВД Молдавии.
Больше других нашумело дело 2005 года, когда русский капитал еще только лелеял планы своего расширения вовне. Некие лица в Австралии похитили чеки местного пенсионного фонда на полмиллиона долларов, которые через длинную цепочку транзакций, отмытые и выглядящие вполне законно, пополи на счета литовского банка Snoras, входящего в группу "Конверс". Затем они были переведены уже по дальнейшим цепочкам. Эту историю и теперь еще пытаются мобилизовать в «анти-антоновских» информационных кампаниях. Меж тем, банк Snoras активно помогал австралийскому расследованию, благодаря которому виновных махинатор, гражданин Австралии, был задержан и осужден. Соответствующие документы и благодарность со стороны следствия банку Snoras недавно опубликовали Аргументы.Ру.
Отечественный капитал последовательно стремится поучить доступ к западным высокотехнологичным автомобильным, машиностроительным, инженерным активам, финансовой и инвестиционной сфере, занять достойное место в общемировом бизнес-сообществе. На то он и бизнес. И было бы правильно, если ему всё-таки удастся преодолеть как информационное неприятие на Западе, так и недобросовестную деятельность конкурентов в России.