Власти собираются стимулировать строительство дорог в том числе и за счет грузовых машин.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Плачевное состояние дорог и постоянная нехватка средств на их ремонт и строительство вынуждают власти искать новые источники финансирования. В частности, как заявил вице-премьер Сергей Иванов, в 2012 году будет введен транспортный сбор с грузовых автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. При этом собираться он будет с помощью «информационно-навигационных систем», что не совсем понятно участникам рынка. Эксперты считают, что транспортный сбор – это мягкое увеличение налогов. Между тем в период, когда страна еще не вышла из кризиса, такое решение вряд ли пойдет на пользу ее экономическому росту.
«С 2012 года Минтранс вводит транспортный сбор за проезд по дорогам страны автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн», – сообщил Сергей Иванов на пресс-конференции в минувшую среду. По его словам, этот сбор будет взиматься с владельцев грузовиков с помощью информационно-навигационных систем. «Поспешу успокоить: ГИБДД не будет собирать этот сбор», – сказал Иванов. Он отметил, что Минтранс объявил конкурс на создание специальной аппаратуры, которой будут оснащаться грузовики. Она будет сочетать в себе тахограф – датчик самочувствия водителя, а также трекер-ГЛОНАСС, который поможет отслеживать местонахождение грузовика и выяснять, с какой скоростью он движется. «Такой аппаратуры в России еще не было», – сказал вице-премьер.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, судя по последним решениям, российские власти встали на путь мягкого увеличения налогов. «Существует несколько стандартных решений, которые применяют разные страны при выходе из кризиса, – отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Первый вариант – любыми способами стимулировать спрос. Чаще всего это покрытие убытков временными вливаниями, субсидирование государством различных программ лояльности и проектов и т.д. Второй – сокращение государственных издержек. Третий путь – увеличение доходной части за счет введения новых или повышения старых налогов». По словам аналитика, американцы пошли первым путем, Европа – вторым. «Мы же, судя по всему, выбрали третий, – полагает Микаелян. – Власти подняли социальные налоги, под шумок меняют транспортный налог, по сути, увеличивая его, а теперь хотят брать дополнительные сборы с грузовиков. Фактически под прекрасным соусом дифференциации и справедливости в стране просто увеличивают налоговую базу. Естественно, это не может не сказаться на стоимости перевозок, что, в свою очередь, повлияет на экономику в целом, поскольку логистика сейчас играет ключевую роль в любой экономике». По мнению эксперта, введение этого сбора – достаточно опрометчивый шаг, несмотря на то что внешне он выглядит достаточно привлекательно. К тому же он явно не своевременный.
Между тем юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка считает, что введение такого сбора достаточно логично в нынешних экономических условиях. «Я не удивлен этим нововведением. Если ставка данного налога будет обоснованной и экономически выверенной, то вряд ли он окажет существенно негативное влияние на уровень экономической активности, цен и уж тем более на объемы импорта, – отмечает он. – Конечно, новый сбор можно рассматривать как разновидность дополнительного налога. Причем если уровень выплат действительно будет зависеть от интенсивности эксплуатации грузовика, то такое решение нужно только одобрить. Ведь в этом случае исключена необоснованная нагрузка на лиц, которые владеют грузовым транспортом, но фактически его не эксплуатируют. Схожую претензию в адрес действующего транспортного налога высказывают противники его системы исчисления. Я думаю, ставка транспортного сбора будет колебаться в районе одного рубля за километр, плюс-минус 20%».
В свою очередь, Агван Микаелян полагает, что размер сбора не должен быть более 1% от стоимости сжигаемого топлива. «Если будет фиксированная сумма на километр, это будет стимулировать организации использовать более крупные машины, перевозить больше грузов и соответственно применять более экономичные виды автомобилей, которые потребляют меньше топлива», – говорит он. Но остается вопрос о том, как будет облагаться сфера перевозок в дорожном строительстве и строительстве в целом. «Для этой отрасли введение транспортного налога с грузовиков будет отличным поводом цены на свои услуги и продукцию как минимум не снижать, – предупреждает он. – По причине чудовищной неорганизованности и коррупции у нас и так очень дорогое строительство. Между тем очевидно, что строительство – это драйвер, который мог бы перезапустить нашу экономику. С введением транспортного сбора с грузовиков эта перспектива становится еще более туманной».