Индексация зарплат бюджетников может оказаться виртуальной – считает член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В конце прошлой недели Госдума заморозила на три года предусмотренную законом индексацию зарплат чиновников пропорционально уровню инфляции. Остальным работникам бюджетного сектора, напротив, обещано повышение зарплат. Однако финансовых ресурсов для этого повышения в бюджете может просто не оказаться. Видимую дискриминацию чиновников по сравнению с бюджетниками эксперты «НГ» объясняют наличием у госслужащих «сталинского пакета» натуральных льгот, в который сегодня входят льготные медобслуживание, транспорт, услуги связи, путевки и др.
В конце прошлой недели Госдума решила приостановить с 1 января 2011 года вплоть до 1 января 2014 года ежегодную индексацию оплаты труда федеральных госслужащих (то есть чиновников) с учетом уровня инфляции. Индексация зарплат федеральных госслужащих уже отменялась в 2010 году. Такая мера, по официальной версии, была принята в «целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета». Кроме того, как уточнил глава думского комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев, в соответствии с Бюджетным посланием президента страна сохраняет свой курс на оптимизацию численности федеральных госслужащих: в течение трех лет их численность должна сократиться на 20%. Предполагается, что сэкономленные средства впоследствии будут направлены на «дополнительное материальное стимулирование» служащих.
В то же время, согласно данным Росстата за первое полугодие 2010 года, среднемесячная зарплата федеральных госслужащих составила более 50 тыс. руб. Причем из статистики следует, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года зарплата чиновников увеличилась на 3,4%. Самые высокие зарплаты получают сотрудники аппарата правительства РФ (более 88 тыс. руб.), чиновники Счетной палаты (около 82 тыс. руб.) и администрация президента РФ (почти 81 тыс. руб.). Для сравнения: средняя зарплата по России в целом в первом полугодии 2010 года составляет чуть более 20 тыс. руб., в Москве она равна примерно 46 тыс. руб.
Для более же широкого круга бюджетников (то есть врачей, учителей, воспитателей детских садов и др.) обещано небольшое повышение зарплаты в 2011 году. Летом этого года президент Дмитрий Медведев в Бюджетном послании определил основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы. И к таким целям была отнесена, в частности, «оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы». «С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5% с 1 апреля 2011 года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 года – фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 года – стипендиальный фонд», – перечислил в конце июня некоторые приоритеты бюджетной политики Медведев.
Эксперты «НГ» видят много общего в решениях о замораживании зарплат чиновников и об индексации заработков остальных бюджетников. В том и в другом случае результаты принятых решений будут виртуальными, провозглашенными на словах, но не ощутимыми на практике. Другими словами, эти решения не приведут ни к реальной экономии на чиновниках бюджетных средств, ни к повышению качества жизни работников бюджетной сферы.
«Собственно заработная плата, которую фиксирует Росстат, в совокупном обеспечении госслужащих занимает довольно скромное место», – отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, практически никто из чиновников – даже если они не берут ни копейки взяток – не живет на голую зарплату по штатному расписанию.
Как правило, весь комплекс услуг, которыми обеспечена жизнь госслужащих, стоит гораздо дороже, чем их заработная плата. К такому комплексу услуг можно отнести льготное медицинское обслуживание, предоставление автомобильного транспорта и услуг связи, льготные путевки для самого чиновника и членов его семьи и т.п. «Зачем цепляться к заработной плате чиновников, когда в стране фактически сохранился «сталинский пакет» обеспечения госслужащих натуральными льготами?» – недоумевает эксперт. При этом очевидно, что расходы на обеспечение льгот в отличие от номинальных зарплат как раз и не замораживаются.
Если с замораживанием заработков федеральных чиновников все более или менее ясно, то планы индексации зарплат бюджетников вызывают много вопросов. Так, трансферты из федерального бюджета в бюджеты регионов сократились в этом году почти на 20%. В таких условиях повышение зарплат региональных бюджетников вряд ли возможно. «Сейчас почти повсеместно идет сокращение расходов в социальной сфере. Например, в Москве фактически сокращаются суммарные зарплаты детсадовских работников, для которых урезается штатное расписание», – говорит Зубаревич. По ее словам, номинальные зарплаты в региональных бюджетных учреждениях не снижают, но сокращают надбавки, оптимизируют занятость и урезают свободные ставки.
Расходы на транспортное обслуживание не учитываются в статистике заработных плат госслужащих. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото) |
Проект бюджета-2011 не предполагает ощутимого повышения зарплат преподавателям и допускает некоторое сокращение заработков врачей, объясняет, в свою очередь, член думского бюджетного комитета Оксана Дмитриева. «Формально объявлена индексация зарплат бюджетников с 1 июня 2011 года на 6,5%. Но когда начинаешь проверять фонды заработной платы, то становится ясно, что они по многим пунктам не повышены адекватно объявленной индексации, – говорит Дмитриева. – Так, фонд оплаты труда работников в системе высшего образования повышен всего на 2%. Фонд зарплат работников в системе академической науки повышен лишь на 4,6%. Фонд по федеральным клиникам вообще сокращен. Кроме того, государство постепенно снимает с себя какую-либо ответственность по индексации зарплаты бюджетников, потому что идет переход на новую систему бюджетных учреждений, где уже нет фиксированной сметы расходов».
Повышения качества жизни бюджетников в ближайшие годы ждать не приходится, резюмирует Наталья Зубаревич. Обещания индексации зарплат в бюджетном секторе превращаются в политическую предвыборную акцию, которая должна увеличить лояльность электората накануне федеральных выборов. Однако эксперт обращает внимание на то, что на самом деле политика государства сейчас направлена на сокращение социальных расходов.
Похожей политической акцией выглядит и объявление о замораживании зарплат чиновников. Ее цель может быть двоякой. С одной стороны, власти простимулируют ведомства к оптимизации численности чиновников. Отмена индексации ускорит провозглашенное президентом сокращение численности госслужащих на 20%, ведь только после значительных увольнений появятся те «лишние» средства, которые можно будет направить на повышение зарплат чиновникам. Но, с другой стороны, обращает внимание Зубаревич, такая политическая акция может стать в будущем оправданием для властей в их отказе обеспечить другим работникам бюджетной сферы надбавки. «Власти могут сказать: мы сокращаем зарплаты госслужащим, мы начали с себя. А это значит, что и остальные работники бюджетного сектора не вправе требовать надбавок», – описывает ситуацию эксперт.