Производители макарон предупреждают россиян о грядущем подорожании.
Фото Reuters
В России создается новое объединение – «Руспродсоюз», которое будет защищать интересы производителей и поставщиков продовольствия. Участники союза обещают позаботиться и о рядовых покупателях. Однако первым громким заявлением организаторов «Руспродсоюза» стало обещание поднять цены на макаронные изделия сразу на 50%.
«Недавно созданный «Руспродсоюз» впервые объединил производителей и поставщиков продуктов питания вне зависимости от производимого ими ассортимента, – отмечается в презентации объединения. – Для стабилизации ситуации на продовольственном рынке и для обеспечения населения качественными продуктами по доступным ценам «Руспродсоюз» способствует формированию партнерских отношений между поставщиками продовольствия и ретейлом».
Согласно данным, которые представили организаторы, в «Руспродсоюз» входит более 70 федеральных поставщиков продуктов питания. «Это профессиональный союз производителей и поставщиков продуктов независимо от размера и товарооборота, которые объединились, чтобы синхронизировать свою работу со всеми участниками продовольственного рынка для преодоления спекулятивных тенденций, – уверяют инициаторы его создания. – «Руспродсоюз» приступает к выполнению масштабной аналитической работы по определению узких мест в торговле для снижения издержек по всей цепочке движения продуктов питания».
Как пояснил глава совета директоров холдинга «Помидорпром» и член совета директоров Группы компаний «Руссоль» Максим Протасов, минувшее лето заставило участников рынка заняться межотраслевым мониторингом. «Если мониторинг будет производиться заранее, то многих проблем можно будет избежать, – считает он. – Если отрасль сама себя сможет регулировать, это будет более эффективно, нежели любые административные меры». Но организация мониторинга – не единственный результат создания ассоциации. Гендиректор консервного холдинга «Дядя Ваня» Тигран Телунц надеется, что создание новой ассоциации может привести к снижению розничных цен на магазинных полках на 10–15%. Однако на практике вместо снижения цен даже ее участники предсказывают бурный рост.
«Цены на макароны в ближайшие полгода могут повыситься в 1,5 раза из-за роста цен на зерно, – предупредил президент ОАО «1-я макаронная компания» Андрей Ковалев. – Только в этом случае предприятия отрасли смогут сохранить 5-процентную рентабельность». Причина столь резкого роста, по его словам, заключается в сильно подорожавшем зерне: «Пока макаронные фабрики работают на муке, произведенной из зерна прошлого урожая, но как только пойдет мука из нового зерна, цены производителей повысятся».
Между тем, согласно данным ежедневного мониторинга цен, который проводит ГУП «Московское качество», за последние дни цены на макароны не претерпели существенных изменений. Минимальная цена на сорт макарон «Макфа» (500 г) 12 октября составляла 28,32 руб., максимальная – 45,9 руб.
При этом опрошенные «НГ» эксперты идею создания нового профсоюза оценивают неоднозначно. Главный вопрос – как к такого рода объединению может отнестись Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и насколько реальными окажутся цели, продекларированные при его создании.
«Во-первых, такого рода действия, предпринимаемые отраслевыми союзами, являются несомненным поводом для внимательного анализа со стороны ФАС, – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. – Во-вторых, практика показывает, что такие объединения, конечно, могут приносить какую-то пользу, но существенно повлиять на ситуацию не в состоянии. Да, могут быть разработаны и рекомендованы определенные отраслевые стандарты. Между производителями и поставщиками продовольственных товаров вероятно согласование каких-то правил игры, но я бы не стал переоценивать возможности этого союза». Беда, по его словам, заключается в том, что Россия, несмотря на свои природные богатства и огромную территорию, является довольно отсталой страной в агропромышленном секторе и, в частности, в производстве продуктов питания. «До тех пор, пока агропромышленный сектор не получит необходимого развития, отечественный рынок продуктов питания будет уязвим и подвержен различным колебаниям и сиюминутным истерикам», – уверен аналитик.
В свою очередь, эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева полагает, что существующие антимонопольные законы вполне позволяют создавать подобные отраслевые объединения. «Цель организации – исключение посредников, которые могут в разы увеличивать стоимость товара, из состава поставщиков, – полагает она. – К тому же применявшиеся до этого методы борьбы с ростом цен были неэффективны. Были неоднократные попытки затормозить рост цен путем соглашений между производителями и ретейлерами, но цены все равно повышались. Так что подобные соглашения – это по большей части декларации о намерениях, практический эффект от них, к сожалению, небольшой. Во многом это происходит потому, что не оговорены санкции к участникам за несоблюдение соглашений». Получить комментарий ФАС о возможном влиянии «Руспродсоюза» на уровень конкуренции вчера не удалось.