Рост курса юаня снизит конкурентоспособность китайских товаров.
Фото Reuters
Сегодня завершает работу пленум ЦК КПК. Объявлено, что следующая китайская пятилетка будет решающей в построении в стране общества «сяокан» (средней зажиточности). Руководство КНР обещает продолжить курс на углубление реформ и политики внешней открытости. Заявления прозвучали как ответ на критику США и стран ЕС, обвиняющих Пекин в искусственном занижении курса юаня ради сохранения конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер в пятницу заявил, что первоначально намеченная на этот день публикация доклада «О мировой экономике и валютной политике» отложена. Как пояснил Гайтнер, в ближайшие недели США проведут заседания глав минфинов и председателей центробанков стран G20 и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одно из центральных мест на этих дискуссиях, по мнению экспертов, займет обсуждение валютного конфликта между Вашингтоном и Пекином.
Американцы обвиняют КНР в искусственном занижении курса юаня, что делается ради сохранения конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. В этом споре Евросоюз поддержал США, призвав китайские власти не препятствовать дальнейшему укреплению юаня. В частности, еврокомиссар по вопросам экономики Олли Рен заявил, что Китай должен укрепить курс юаня по отношению к валютам всех торговых партнеров, включая страны ЕС.
Ситуация балансирует на грани торговой войны. США не исключают возможность введения протекционистских мер в отношении продукции из КНР. Пекин в ответ указывает, что это станет нарушением правил Всемирной торговой организации (ВТО). «Основанное на торговом дефиците США с Китаем утверждение американской стороны о заниженности курса юаня, а также планы введения протекционистских мер в отношении китайской продукции являются серьезным нарушением правил ВТО», – заявил представитель Минторга КНР Яо Цзянь.
Пекин с начала лета приступил к ревальвации – укреплению – юаня. Гайтнер по этому поводу сказал, что с 19 июня, когда Китай объявил о восстановлении механизма формирования курса китайского юаня, к настоящему моменту ревальвация юаня по отношению к американскому доллару составила 3%. Эксперты не исключают, что ускорение ревальвации юаня связано с готовящимся в США докладом о валютных курсах, который может содержать прямые обвинения Пекина в валютном манипулировании. Такой вывод доклада стал бы формальным основанием для введения торгово-экономических санкций США в отношении КНР. Китайская сторона исходит из того, что профицит в торговле с США не связан с заниженным курсом юаня.
Торговля товарами составляет лишь четверть от общего объема торгово-экономических отношений между двумя странами, в то время как ежегодный экспорт услуг из США в КНР превышает 20 млрд. долл. Более 50 тыс. предприятий с американским капиталом в Китае ежегодно реализуют на китайском рынке продукцию на сумму свыше 220 млрд. долл., напомнил Яо Цзянь. По его словам, юань не может стать «козлом отпущения» для решения внутренних проблем США. Из опубликованной Банком Китая статистики за сентябрь следует, что профицит торгового баланса страны сократился на 3 млрд. долл.
Статистика, на которую ссылается официальный Пекин, свидетельствует о положительных изменениях в китайской экономике, которая в меньшей мере начинает полагаться на международную торговлю и в большей мере – на внутренний спрос. Кроме того, рост внутреннего спроса Китая, в том числе на импортные товары, оказался малозависимым от курса юаня. А это добрый знак для торговых партнеров КНР.
На России укрепление юаня не скажется, уверен первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. Хотя КНР, как и Россия, – это экспортно ориентированная страна, но основу китайского экспорта составляет готовая продукция, а не сырье, как у нас. С началом кризиса объемы внешней торговли сократились, Китай переориентировался на внутренний рынок. За 2009 год внутренний спрос в КНР вырос на 14,8%. «Можно говорить о том, что произошло экспортозамещение», – отметил Сорокин. По его словам, ревальвация юаня будет затяжной.
В свою очередь, президент компании «Неокон» Михаил Хазин считает, что претензии США и Евросоюза к КНР в отношении якобы заниженного курса юаня к доллару безосновательны.
«Китай балансирует на грани торговой войны с США и делает крохотные уступки, чтобы не сердить потенциального агрессора», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. При этом Пекину удается держать ситуацию под контролем, избегать резкого укрепления курса национальной валюты, несмотря на постоянный приток валютной выручки. В России же регулирование курса рубля формально перестало быть инструментом национальной политики. «В результате рубль укрепился до такой степени, что тормозит развитие экономики. В настоящий момент его приходится плавно, волнами ослаблять», – подчеркнул Делягин.