Интернет-торги для государственных нужд будут проходить на нескольких площадках.
Фото Reuters
Недавняя встреча премьера Владимира Путина с генсоветом «Деловой России», возможно, ускорит создание полноценной системы электронных закупок для государственных и муниципальных нужд. Председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро ждет почти революционных преобразований. В их числе – освобождение ФАС от не свойственных антимонопольному ведомству функций регулятора госзакупок.
Сергей Габестро, встретившийся вчера с журналистами, все еще находился под впечатлением беседы с Владимиром Путиным и главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной. По словам бизнесмена, в ходе 15-минутной аудиенции ему удалось убедить влиятельных визави в целесообразности переместить закупки госкомпаний, естественных монополий на электронные площадки. Предложенный список премьер дополнил госзаказом. Для Габестро, возглавляющего компанию «Фабрикант.ру», которая специализируется именно на системе электронных торгов, эти обещания стали добрым знаком.
Ситуация с конкурсами, торгами и закупками в стране зашла в очевидный тупик. У каждого чиновника, курирующего закупки для своего ведомства, фактически сложилась своя маленькая монополия, разрушить которую крайне сложно. Неудивительно, что поручения президента, касающиеся формирования системы электронных торгов в России, умирали на уровне аппарата. Путин, по словам Габестро, полностью поддержал идею создания до 10 новых независимых торговых площадок. Сейчас таких площадок пять – у правительств Москвы и Татарстана, ММВБ, РТС и у Сбербанка. Габестро убежден, что чем больше будет участников, тем лучше для рынка, прозрачнее процедура торгов, выгоднее условия для продавца и покупателя.
Создание системы электронных торгов в России, через которую пойдут госзакупки, едва ли не единственный шанс спасти ФАС, считают предприниматели. С того момента, когда ведомству были переданы функции регулятора закупок по государственному и муниципальному заказу, служба, по словам Габестро, умерла: полномочия ФАС строго не ограничены, также без ограничений растет и нагрузка на ее сотрудников. Габестро уверен, что в результате выстроилась настоящая монополия, точнее – олигополия, в которой трудно найти место конкуренции и честной борьбе.
Радужные перспективы электронных торговых площадок в России подтверждают итоги работы площадки Сбербанк-АСТ. Здесь аккредитованы более 7 тыс. заказчиков и около 25 тыс. поставщиков. «Общая сумма объявленных аукционов на Сбербанке-АСТ на текущий момент составляет более 175 миллиардов рублей. При этом ежедневно на площадке регистрируются более 250 новых участников размещения госзаказа», – отметил председатель совета директоров Сбербанка-АСТ Николай Андреев.
«Электронные торги – привычная и эффективная система проведения закупок в коммерческих организациях. У многих компаний существуют собственные площадки. Другие проводят торги на внешних интернет-площадках. Для госорганизаций электронные торги – относительное новшество, и эта модель закупок переживает становление в общей системе госконтрактов», – говорит директор по работе с корпоративными клиентами компании Softline Олег Тремзин. По его словам, через электронные торги невозможно оценивать качество представляемых проектов, компетентность участников и их ресурсы. Единственное, что оценивается, – это цена, и поэтому торги проводятся только на стандартные товары.
Электронные торги при осуществлении госзакупок относительно более эффективны в сравнении с конкурсами или аукционами, поскольку практически сводят на нет предварительный сговор участников. Среди недостатков этой модели проведения закупок Тремзин назвал возможность участия фирм-однодневок, не имеющих квалификации и не планирующих осуществлять исполнение контракта, а рассчитывающих получить лишь авансовый платеж по контракту, после чего исчезнуть с рынка. «Однако при всех плюсах и минусах электронные торги – это сейчас наилучшая форма закупок товаров, практически исключающая возможность коррупции и сговора в том или ином виде», – подчеркивает Тремзин.