Экспорт сырья перестал быть двигателем для роста российской экономики.
Фото Reuters
Попытки экспертов заглянуть в будущее пока не вселяют особого оптимизма. Экономическая ситуация в 2011 году вряд ли улучшится, объявили вчера независимые аналитики. Главный двигатель роста – экспорт сырья – стагнирует. А импорт растет пугающими темпами. Единственное, что гарантировано – это высокая инфляция. В связи с этим эксперты предсказывают рост социального недовольства, для борьбы с которым властям придется либо наращивать социальные выплаты, либо вводить жесткое регулирование. Обе эти меры скажутся на экономике негативно.
«Весь 2010 год отечественная экономика фактически топталась на месте, – заявил вчера на пресс-конференции «Экономические итоги третьего квартала и прогноз на среднесрочную перспективу» директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко.
– Рост ВВП в 2009 году был связан с ростом экспорта, поскольку восстановление финансовых рынков привело к восстановлению внешней торговли. Однако в этом году экспорт стал стагнировать, а импорт продолжал быстро расти. С апреля – на 3% в месяц, что очень много». Рост зарплаты в стране происходит на фоне сокращения занятости на крупных и средних предприятиях, что не приводит к росту общей величины доходов населения. Чтобы выйти на запланированный прирост ВВП в 4%, в последнем квартале 2010 года российская экономика должна расти космическими темпами – на 20% в год. Более вероятным кажется экономический рост всего на 2,5% в год. «Но если Росстат постарается, то экономика сможет ускориться», – шутят экономисты. Однако на 2011–2013 годы они предсказывают еще большее замедление – до 1,2%, нуля и 0,2% ВВП соответственно.
Сокращение бюджетных расходов и повышение налогов будут съедать 2–3% роста ежегодно – ссылаются экономисты на оценки МВФ. Снижение темпов роста ВВП ведет к снижению доходов бюджета на 150–200 млрд. руб. (или 0,35–0,45% ВВП) ежегодно по сравнению с финансовым трехлетним планом. В то же время сохранение номинальных расходов на запланированном уровне не позволяет снизить дефицит госбюджета. «Посткризисное восстановление российской экономики приостановилось, не видно драйверов роста, вся надежда – на рост нефтяных цен», – считает Алексашенко.
Повышение пенсий в России отлично выполняет политические и социальные функции, отмечают экономисты, но крен в сторону пенсионеров получился слишком сильный – и за это будут расплачиваться и бизнес, и молодое население. Для бизнеса рост социальных расходов означает увеличение налоговой нагрузки, а молодежь может расплатиться за рост нынешних пенсий повышением пенсионного возраста.
Специалисты Центра развития ожидают ускорения инфляции до 9–9,5% по итогам 2010 года, несмотря на ее замедление в октябре. Мало того, россиянам придется выдержать еще не один ценовой всплеск – новая инфляционная волна может накрыть страну под влиянием увеличения мировых цен на продовольствие: подсолнечное масло, кукурузу, сахар и т.д. Как отмечают эксперты, произойдет это в ноябре–декабре. А следующая инфляционная волна последует в январе 2011 года благодаря традиционной (но оттого не менее неприятной) индексации регулируемых цен и тарифов. «Это неудачное совпадение факторов может привести к тому, что инфляция и в следующем году вполне может выйти на уровень этого года», – осторожно подытожил Алексашенко.
Как пояснил «НГ» замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов, в будущем году нас может ожидать высокий уровень инфляции – 6% и более. «Если цены на нефть будут оставаться на прежнем уровне, возникнет вопрос наполнения бюджета, сокращение расходов государства, в том числе и на социалку, – говорит он. – В этих условиях неизбежен рост потребительских цен, что во многом нивелирует усилия государства по увеличению пенсий и других выплат малоимущим гражданам. На этом фоне возможна умеренная девальвация национальной валюты – на 5–10%». Девальвация рубля может сократить темпы роста импорта, но это вряд ли улучшит экономическую ситуацию внутри страны и может даже снизить темпы роста ВВП, считает Козлов.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин настроен более пессимистично. «Наиболее тревожная тенденция – значительный рост цен на продовольственные товары, – предупреждает он. – В перспективе это поставит правительство перед вилкой: либо смириться с ростом недовольства, либо наращивать пенсии, зарплаты бюджетников и другие социальные выплаты. Или вводить жесткие меры регулирования, которые в итоге скажутся и на других рынках». Выбор невелик, и любой вариант из перечисленных не является идеальным. «Удорожание товаров повседневного спроса может составить 15%–20%», – считает юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка.