Вице-премьер Дмитрий Козак, премьер Владимир Путин и глава координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли (слева направо) знакомятся с олимпийским строительством в Сочи.
Фото с сайта Председателя правительства РФ
Вчера премьер Владимир Путин прилетел в Сочи, чтобы проконтролировать подготовку города к зимней Олимпиаде-2014. Самым сложным пунктом программы рабочей поездки главы правительства была не инспекция олимпийских строек под придирчивым взглядом комиссаров МОК, а судьба почти тысячи семей сочинцев, дома которых попали под снос. Встреча с этими людьми должна была состояться в июле, но была перенесена на середину октября. Как считают эксперты, сделано это намеренно, чтобы не подставлять премьера под огонь критики переселенцев, многие из которых считают, что их права нарушены.
В среду Владимир Путин вместе с председателем координационной комиссии МОК по подготовке зимних Игр-2014 в Сочи Жан-Клодом Килли и исполнительным директором Игр Жильбером Фелли ознакомился с ходом строительства олимпийских объектов в Имеретинской долине. Место это примечательно не только масштабами и ударными темпами строительства основных спортивных сооружений Олимпиады-2014, но и скандальным выяснением отношений между городскими властями и местными жителями, дома которых попали под снос, чтобы на их месте выросли ледовые арены и стадионы.
Вчера Путин осмотрел дома, построенные для переселенцев. На подлежащих изъятию земельных участках расположены 628 индивидуальных жилых домов и 68 многоквартирных домов (369 квартир), в которых проживает около тысячи семей.
Путин заверил комиссаров МОК, что переселенцы довольны новым жильем. «Люди довольны. Надо сказать честно: многие из них в таких условиях раньше не жили», – сказал премьер. По планам для переселяемых жителей Имеретинской долины госкорпорация «Олимпстрой» и Федеральное дорожное агентство обязались построить 526 индивидуальных жилых дома и несколько многоквартирных домов.
В настоящее время возведено 102 индивидуальных жилых дома. 20 семей получили свидетельства о праве собственности на дома, а некоторые якобы даже справили новоселье. Еще 295 индивидуальных домов и 6 многоэтажных домов (всего 514 квартир) сдадут в эксплуатацию в октябре–декабре 2010 года. Другим вариантом решения проблемы переселенцев является выплата денежной компенсации за изъятое имущество. Свыше 100 человек, чьи дома и земельные участки попали в зону олимпийского строительства, подписали соответствующие соглашения.
Власти не намерены растягивать выполнение программы расселения жителей Имеретинской долины. Проблема с переселенцами считается практически решенной, что и было заявлено комиссарам МОК. Для последних принципиальное значение имеет неукоснительное соблюдение графика возведения олимпийских объектов, который удастся выдержать при условии, что до 2011 года все земельные участки будут готовы к застройке. В рамках подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи построят или реконструируют 13 спортивных объектов, 4 горнолыжных курорта с общей протяженностью горнолыжных трасс более 150 километров, 8 километров канатных дорог, более 100 гостиниц на 27,1 тыс. номеров.
Реальность громадья планов может быть поставлена под сомнение переселенцами, которые считают, что их права ущемлены, поскольку предлагаемые им дома и квартиры – не равноценная компенсация сносимого жилья. Люди готовы отстаивать свои права в судебных инстанциях. Дело в том, что оценочная кампания, проведенная в 2008 году, к которой было привлечено почти два десятка различных структур, породила немало противоречий. Схожие по характеристикам, месторасположению участки и дома оказались в разных ценовых категориях.
«Олимпстрой» предложил было свой алгоритм решения задачи. Коль скоро, по мнению чиновников, в Сочи установились спекулятивные цены на землю, то их следует скорректировать в сторону уменьшения. В итоге размеры компенсаций административно были снижены в 2–4 раза, что вызвало недовольство переселенцев. В конце 2009 года по заказу «Олимпстроя» и администрации Краснодарского края разработали единую методику оценки изымаемой земли и недвижимости. Она работает по принципу: если сносимый дом дороже нового, который предоставляется взамен, то переселенцам полагается еще и денежная компенсация. Если дешевле, то доплаты с новоселов государство требовать не вправе.
Впрочем, на этом конфликт не был исчерпан. Значительное число сочинцев, которые попали в разряд переселенцев, живут в добротных домах и не считают предлагаемую компенсацию справедливой. Аналитик Максим Черниговский считает, что всегда есть возможность найти взаимоприемлемые решения, чтобы собственников жилья и земли не называли жлобами за то, что они хотят получить максимальную компенсацию, а чиновников, радеющих за государственные интересы, – крохоборами. «Если землю изымают под госнужды, то ее изымут в любом случае. Но будет справедливо, если размеры компенсации определяли бы независимые оценщики», – подчеркнул Черниговский, добавив, что перспективы доказать задним числом в суде, что компенсация недостаточна, у переселенцев есть.
«Быстрая готовность объекта в короткие сроки, с некоторыми незаконными вмешательствами, может принести исполнителям сиюминутную прибыль, но не станет залогом качества продукта и хорошей репутации среди партнеров и клиентов», – подчеркнул советник гендиректора компании «Дружба-Монолит» Василий Диалектов. Нельзя считать законным выселение людей и снос домов с целью освободить землю под ними для масштабного строительства, если их мнение игнорируется. Подобные прецеденты не самым лучшим образом влияют на репутацию властей, заказчиков и застройщиков, убежден Диалектов.