Владимир Путин и Сильвио Берлускони совместно решат проблему подводного маршрута российского газа.
Фото Reuters/РИА Новости
Проект строительства альтернативного – в обход Украины и Белоруссии – газопровода «Южный поток» – наталкивается на «некоторые трудности», о чем говорили в минувшую субботу премьеры Италии Сильвио Берлускони и РФ Владимир Путин. Вопрос с Турцией, которая в ноябре должна дать «добро» на прокладку трассы по своей экономической морской зоне, почти решен. Но остается проблема с одной официально не названной страной, которая фактически тормозит реализацию всего проекта. Эксперты уверены, что главным препятствием стала Болгария, которая всеми способами добивается для себя новых льгот. Впрочем, есть претензии к проекту и со стороны Евросоюза, который требует диверсификации поставок.
Во время неофициальной встречи в субботу с Владимиром Путиным итальянский премьер Сильвио Берлускони сообщил, что совместными усилиями удалось убедить Турцию разрешить прохождение газопровода «Южный поток» через ее территориальные воды. «Сейчас остаются некоторые проблемы, которые касаются прохождения этого проекта через некоторые страны, – уточнил Берлускони. – Мне придется, наверное, поработать с дипломатической точки зрения в отношении одной из стран, чтобы убедить ее, чтобы она не выдвигала каких-либо трудностей по этому проекту». Впрочем, что это за страна, он не уточнил.
Накануне глава правления «Газпрома» Алексей Миллер и главный исполнительный директор проекта «Южный поток» Марсел Крамер провели рабочую встречу, в ходе которой выяснилось, что проблемы все-таки остаются. В частности, необходимы продвижение проекта в Евросоюзе, завершение сводного технико-экономического обоснования (ТЭО) «Южного потока», подготовка национальных ТЭО, проведение оценки воздействия на окружающую среду и получение всех необходимых для начала строительства газопровода разрешений.
Напомним, что проект «Южный поток» реализуется в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям и предполагает строительство газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Предусматривается, что его мощность будет наращиваться постепенно. Общая проектная производительность морского участка достигнет 63 млрд. куб. м в год. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода запланирован на конец 2015 года. Для реализации сухопутной части проекта за рубежом с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией, Австрией, Италией и другими странами были подписаны межправительственные соглашения.
До недавнего времени главным препятствием на пути «Южного потока» была позиция Турции, которая дала разрешение на проведение работ по исследованию шельфа, но не торопилась с аналогичным разрешением на прокладку самого газопровода. Однако позже обострилась и проблема Болгарии, где в июле 2009 года пришло к власти новое правительство, грозившее разорвать все соглашения, заключенные его предшественниками с Москвой по этому вопросу. За согласие возвратиться к реализации проекта, данное в июле 2010 года болгарским премьером Бойко Борисовым, Москве пришлось пойти на уступки, в числе которых снижение цен на газ для конечных болгарских потребителей и транзит газа в Турцию и Грецию через элементы старой газотранспортной системы Болгарии. В начале августа 2010 года уже сербские партнеры Москвы, договорившись с Болгарией, выдвинули условие о маршруте газопровода, который может привести к удорожанию проекта.
Комментируя нынешнее состояние дел, эксперты «НГ» считают, что на первый план среди препятствий проекту сегодня снова выходит Болгария. «Мне приходит в голову только одна проблемная страна – это Болгария. Не случайно и появление слухов о том, что газопровод может пойти и в обход Болгарии – через территорию Румынии, – заявляет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Скорее всего болгары хотят от Москвы новых скидок. Так или иначе, скорее всего они согласятся, получив некие преференции, такие, как льготные кредиты, участие в проекте своих подрядчиков и т.д. Что касается Европы, то она могла бы стать серьезным препятствием для «Южного потока», если бы не тормозил с реализацией альтернативный проект – Nabucco. Так что, несмотря на желание диверсифицировать поставки, деваться пока Брюсселю некуда».
С этим мнением согласен и партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Что касается страны преткновения, то скорее всего это Болгария, которая ждет от России четких объяснений по поводу сырьевых проектов, таких, как нефтепровод Бургас–Александруполис, – напоминает он. – Между прочим, Россия сегодня готова к реализации другого аналогичного проекта – «Самсун–Джейхан». По мнению Крутихина, со стороны официальной Софии это борьба за некие выгоды: с одной стороны, местные экологи выступают против нефтепровода, с другой – газопровод тоже остается под вопросом. К тому же не исключено, что какая-то из транзитных стран пытается покупать российский газ на своей границе, а затем продавать его дальше, как свой собственный.
«В то же время «Газпром» добивается у Евросоюза для «Южного потока» статуса трансъевропейской сети (TEN), но насколько это реалистично – пока неизвестно, – продолжает эксперт. – Но с получением такого статуса проект пойдет довольно быстро. Например, как только такой статус был дан «Северному потоку», его реализация началась рекордными темпами». Впрочем, существуют вопросы чисто материального характера, учитывая, что проект довольно затратный – порядка 23 млрд. долл. «Страны-транзитеры, за исключением Австрии, из-за кризиса находятся в сложной ситуации и не могут тратить средства на финансирование национальных участков трубопроводов, – поясняет Крутихин. – К тому же и в России необходимо строительство технологических перемычек для перенаправления потоков газа, что также потребует существенных вложений».