Доллар вновь становится привлекательной валютой для россиян.
Фото Reuters
Угроза ослабления рубля остается в центре внимания Кремля, госбанков и независимых экономистов. Помощник президента Аркадий Дворкович и глава Сбербанка Герман Греф заявили, что не видят причин для девальвации и не считают таковой снижение курса рубля в последние дни. Однако экс-замглавы ЦБ Сергей Алексашенко вновь подтвердил, что сокращение чистых доходов от внешней торговли рано или поздно может привести к ослаблению рубля. Но конкретную дату начала и конца новой девальвации точно спрогнозировать невозможно.
В начале недели помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что снижение курса рубля, которое произошло в последние недели, не является началом новой девальвации. По его словам, это нормально для рынка, когда «курсы туда-сюда ходят». Тогда же глава Сбербанка Герман Греф заявил, что не видит оснований для девальвации рубля. «У нас таких ожиданий нет, хотя для экономики было бы неплохо», – заявил Греф. По его словам, девальвация сейчас возможна только в случае какого-то серьезного коллапса. Сбербанк прогнозирует на конец года курс рубля на уровне 30,20–30,50 руб. за доллар. «И каких-либо оснований для иных ожиданий я не вижу», – сказал он.
Однако независимые экономисты считают, что для ослабления рубля есть объективные предпосылки. В очередном бюллетене Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), который был опубликован во вторник, снова подтверждена позиция о возможности девальвации.
Если объемы российского экспорта в августе–ноябре сохранятся на уровне июльских, а объемы импорта увеличатся, то торговое сальдо сожмется до 10–11 млрд. долл. в ноябре и до 6–7 млрд. долл. в декабре. «То есть счет текущих операций в декабре может обнулиться», – аргументируют свою позицию директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко и его коллеги. Если же ЦБ решит сократить импорт в 2011 году на 20–25%, то это можно сделать за счет девальвации рубля в течение 2011 года на 12–20%. «Мы настойчиво предлагаем читателю серьезно отнестись к нашему качественному анализу, а вот к полученным количественным оценкам – с умеренной долей иронии», – подчеркивают экономисты. Ведь изменение нефтяных цен на 5 долл. за баррель смещает момент обнуления счета текущих операций примерно на четыре-пять месяцев. Кроме того, иностранные инвесторы могут решить вывести свои капиталы из России чуть раньше или чуть позже. «При нынешних нефтяных ценах риски снижения курса рубля есть. Продолжается рост импорта – отечественные товары не могут с ним конкурировать. Противодействовать девальвации могут два фактора: рост цен на нефть или приток капитала. Мы ожидаем, что приток капитала будет достаточно сильным для того, чтобы поддерживать курс рубля близко к нынешнему на ближайшие полгода», – говорит начальник аналитического отдела компании «Олма» Владимир Детинич. Существует и еще один мощный фактор, который может подтолкнуть ослабление рубля, – это проблемы исполнения госбюджета. Если существующих экспортных доходов (в иностранной валюте) будет недостаточно для финансирования рублевых расходов и социальных обязательств, то самым простым решением этой проблемы является девальвация рубля. Однако этот бюджетный фактор, по мнению экспертов, пока не является решающим. «У правительства достаточно средств и способов для того, чтобы справиться с исполнением бюджетных обязательств и не прибегая к девальвации рубля. Крайне маловероятно увидеть стоимость бивалютной корзины выше 36,5 рубля», – говорит начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко.