На создание настоящего финансового центра потребуются десятилетия.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Задача превращения Москвы в международный финансовый центр (МФЦ) не может быть решена даже в среднесрочной перспективе. За последние годы прогресса в этом направлении нет. К такому выводу пришли вчера участники международной конференции о проблемах МФЦ, которая прошла в Москве. Однако в Кремле не оставляют своих планов и готовы создавать финансовые центры в любом крупном городе.
Вчера в Москве состоялась международная конференция по проблемам создания в России международного финансового центра. Задача была поставлена почти три года назад, однако с того времени реальных перемен не произошло. Как считает представитель МВФ в России Одд Пер Брекк, топтание на месте объясняется глобальным финансовым кризисом, смешавшего амбициозные планы российских властей.
Вместе с тем тот же кризис поставил многие страны перед насущной необходимостью выйти за рамки традиционных международных финансовых центров. Со своей стороны и МВФ озабочен этой же проблемой, стремится к созданию механизма страхования национальных экономик от будущих кризисов.
Для страны, претендующей на право создания международного финансового центра, принципиальное значение имеет стабильность показателей экономического роста, подчеркнул Брекк. «По мировым стандартам нельзя сказать, что Россия показывает достойные показатели. На память сразу приходит кризис 1998 года», – констатировал он. К тому же Россия - это единственная из стран «большой двадцатки», которая до последнего времени имела двузначную инфляцию – более 10%.
Некоторые преимущества Россия имеет в либерализации валютного законодательства. В 2006 году были сняты все ограничения по движению капитала в отличие от Китая, который хоть и стал второй по величине экономикой мира, но юань в отличие от рубля все еще не является свободно конвертируемой валютой. Картину портит слабость российской экономики, капитализация которой не превышает 2–2,5% от мирового ВВП. Неудовлетворительно, с точки зрения Брекка, в России развит банковский сектор. Объем кредитования экономики составляет всего около 40%, тогда как в странах Восточной Европы этот показатель доходит до 100%. Несмотря на пессимистические оценки, Брекк дает в целом положительный прогноз о возможности превращения Москвы в полноценный международный финансовый центр. С единственной оговоркой – для этого российским властям потребуются «многие годы тяжелой, интенсивной работы».
Представитель Всемирного банка Люсио Винхас де Соуза не стал щадить самолюбие российских коллег, приведя обескураживающую статистику. Сегодня размер российского финансового рынка составляет всего 1/60 рынка США, четверть рынка Китая, не более половины рынков Японии, Великобритании, Франции и Германии, 2/3 от рынка Бразилии. И это при том, что Россия по-прежнему входит в десятку крупнейших экономик мира. Откровенно слабые показатели у нашей страны и по индексу капитализации фондового рынка. По этому критерию Россия проигрывает не только США и Великобритании, но некоторым развивающим странам, которые не заявляли об амбициях создать у себя международный финансовый центр. В качестве примера Люсио Винхас де Соуза привел ЮАР и поделился сомнениями касательно либерализации финансового рынка России. Он считает, что говорить о преимуществах России перед Китаем в этом вопросе не вполне корректно. «По индексу финансовой либерализации у российского рынка заметно худшие показатели по сравнению с другими финансовыми рынками», – констатировал экономист. Таким образом, сделал неутешительный вывод он, Россия отстает по большинству показателей, которым должна отвечать страна, претендующая на создание у себя международного финансового центра.
«Я знаю только два мировых финансовых центра – Нью-Йорк и Лондон», – без тени сомнения заявил представитель банка Barclays Capital Ханс-Йорг Тилл Рудлофф. Значение Нью-Йорка определяется позициями американской экономики – крупнейшей в мире, а также географическим фактором – единством часовых поясов Северной и Южной Америк. К преимуществам Лондона Рудлофф отнес традиции. Лондон давно признан во всем мире как ведущий финансовый центр. Другой важный фактор – кадровый потенциал. В лондонском Сити работает 200 тыс. человек, напомнил эксперт. Тот же вывод в еще большей степени можно сделать и о Нью-Йорке. Москва еще долгие годы не сможет подготовить такое количество квалифицированных кадров, а значит, не сможет претендовать на роль международного финансового центра. Ей скорее по силам реализовать себя в качестве регионального финансового центра на постсоветском пространстве, резюмировал Рудлофф.
Несмотря на критические оценки иностранных специалистов, российские власти не отказываются от идеи строительства МФЦ и предлагают все более оригинальные пути ее реализации. Международный финансовый центр должен создаваться в РФ не только в Москве, но одновременно и в крупных городах регионов – считает глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Об этом он заявил в среду на Байкальском экономическом форуме в Иркутске. «Нужно формировать международный финансовый центр на уровне крупных городов и макрорегионов», – убежден он. С Нарышкиным согласны и другие чиновники. Так, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев считает, что российская столица будет лишь «условно говоря, штаб-квартирой» будущего МФЦ. «Иркутск, как и любой крупный центр, уже является региональным финансовым центром, а остальное – вопрос масштаба», – говорит руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин, которого цитирует Прайм-ТАСС.