0
1078
Газета Экономика Интернет-версия

07.09.2010 00:00:00

Рельсовые амбиции Сергея Дарькина

Тэги: жд, приморье, дарькин


жд, приморье, дарькин Дальневосточников познакомят со скоростными поездами.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.RU

В Приморье началось строительство скоростной железной дороги Владивосток–Артем–Уссурийск. Открытие движения аэроэкспрессов на участке от краевого центра до международного аэропорта «Кневичи» запланировано на 31 декабря 2011 года. В полную мощность ветка должна заработать в июне 2012 года – накануне саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет во Владивостоке. В ОАО «РЖД» признают, что у начавшейся стройки нет окончательного финансово-экономического обоснования, под сомнением и окупаемость проекта.

Строительство скоростной магистрали Владивосток–Артем–Уссурийск – амбициозный проект губернатора Приморья Сергея Дарькина. По мысли главы региона, современный электропоезд, движущийся со скоростью 160 км в час, должен доставлять пассажиров из краевого центра до Уссурийска за час (сейчас более двух часов. – «НГ»), а до аэропорта – за полчаса. По задумке, высокоскоростная магистраль экономически объединит несколько городов, создаст агломерацию на юге Приморья с населением более миллиона человек. Ежедневно, по подсчетам крайадминистрации, услугами электропоездов будут пользоваться 10 тыс. человек.

Еще в июне 2007 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и губернатор Сергей Дарькин подписали соглашение о проработке вопроса по организации скоростного движения на маршрутах Уссурийск–Владивосток (протяженность участка – 112 км) и Владивосток–Артем (95 км). Проект вошел в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, а Хабаровский институт «Дальжелдорпроект» приступил к оценке затрат.

Предполагалось, что дорога будет подобна скоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург. Решено было остановиться на реконструкции действующей железнодорожной линии с поэтапным увеличением скорости движения. Специалисты отмечали, что приморский участок сложнее, чем между Москвой и Санкт-Петербургом, и реконструкция одного километра пути под скоростное движение может обойтись в полтора раза дороже. Дополнительные средства потребуются и на подвижной состав: работающие новые отечественные электропоезда серии ЭД9МК могут развивать скорость лишь до 130 км/ч.

Из информации, прозвучавшей на ассамблее начальников железных дорог России, прошедшей на днях во Владивостоке, следовало, что уже завершены проектные, инженерно-геодезические и геологические работы. Строители даже «перелопатили первые семь тысяч кубов земли». Известно, что под снос попадают 144 дома и объекты на трех участках, принадлежащих Минобороны РФ. В железнодорожном ведомстве подсчитали, что стоимость первой части проекта – 8,1 млрд. руб., из них в 2,9 млрд. обойдется прокладка нового участка дороги, а 5,1 млрд. руб. – реконструкция существующего железнодорожного полотна. Обустройство трех остановочных пунктов выльется в 640 млн. руб.

По словам начальника Дальневосточной железной дороги Михаила Заиченко, в 2010 году ОАО «РЖД» уже вложило в идею почти 590 млн. руб.: более 90 млн. руб. ушло на обоснование инвестиций, 300 млн. – на проведение проектно-изыскательных работ, еще 150 млн. руб. стоила подготовка строительства. Свою часть задач компания считает выполненной. Сейчас очевидны проблемы финансирования со стороны государства. «Интермодальные перевозки, по договоренности с правительством, мы взяли на себя, – напомнил Владимир Якунин. – Предполагалось, что средства компании будут возвращаться за счет дивидендов, которые она выплачивает государству, часть денег было обещано из госказны. Но позже в проекте федерального бюджета эта строка расходов почему-то исчезла».

Глава компании рекомендовал губернатору Приморья – главному куратору подготовки Владивостока к саммиту АТЭС – озадачиться проблемой. К тому же, по подсчетам ведомства, дефицит инвестиций только на реконструкцию существующей части пути составит 4,5 млрд. руб. Есть серьезные сомнения и в окупаемости дороги, а потенциальный перевозчик «Аэроэкспресс» отказывается от участия в проекте. «Если «Аэроэкспресс» нос воротит, значит, не видит здесь бизнеса, – предположил Владимир Якунин. – А мы уже начинаем говорить об архитектуре будущего вокзала, при этом нет окончательного понимания по средствам, которые необходимы для строительства «интермодалки». Если дела так обстоят, то надо думать вместе с местными властями, за счет чего проект будет окупаться».

Сомнения в целесообразности проекта были еще на стадии идеи: если стоимость проезда сделать экономически обоснованной, то билеты будут не по карману пассажирам. Вернуть вложенные средства можно было не только за счет авиапассажиров, но и за счет местных жителей, которые могли бы добираться этой линией на работу во Владивосток. Но тогда придется делать большее количество остановок, что непременно скажется на скорости движения и времени пути.

Железнодорожники предложили администрации Приморья сначала компенсировать ведомству затраты по перевозке пассажиров, а когда люди привыкнут к маршруту и разбогатеют, то поднять стоимость билета. Другой вариант – интермодальные перевозки включить в «контекст пригородного сообщения».

Сергея Дарькина опасения железнодорожников не смутили, и он взял проработку этого вопроса на себя. Речь, судя по всему, пойдет об индексации из краевой казны тарифа или перекладывании экономической части проекта и управления им на краевые плечи. Дороге в этом случае останется только обеспечение безопасности движения. «Если мы сейчас Сергея Михайловича (Дарькина. – «НГ») за язык задержим, то он потом столкнется с серьезной ситуацией, ведь это не столь простой вопрос, – рассудил Якунин. – Поскольку есть принцип – друзей не подставлять, то давайте сначала все рассчитаем, покажем, а потом будем принимать решения».

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

0
436
Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Данила Моисеев

В Париже хотят перевести конфликт в своей заморской территории в экономическое русло

0
301
Потребительская эйфория сходит на нет

Потребительская эйфория сходит на нет

Ольга Соловьева

Повседневные траты населения РФ продолжают замедляться

0
462
Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Инициатива, выдвинутая премьером Японии, провалилась

0
428

Другие новости