Близкие к банкротству страховые компании не выплачивают компенсацию пострадавшим.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Рынок автострахования России переживает не лучшие времена. Убыточность Обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) сейчас доходит до 65% при критическом уровне в 77%. Страховщики заявляют о невозможности вести бизнес в таких условиях, рассчитывая на повышение базового тарифа ОСАГО почти на 70%.
Вчерашнюю конференцию о проблемах ОСАГО и КАСКО глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин начал с приятных воспоминаний. Накануне президент Дмитрий Медведев дал в целом положительную оценку рынку автострахования в России, назвав его «современным и цивилизованным». Другие виды страхования столь же позитивных оценок главы государства не удостоились. Вместе с тем система автострахования вплотную приблизилась к критической черте. Страховщики объясняют причины резкого роста убыточности автострахования тем, что базовые тарифы ОСАГО не менялись последние шесть лет. В то же время выросли цены на ремонт машин, запчасти и расходные материалы. Увеличилось число страховых случаев. В результате убыточность ОСАГО в 2008 году составила 62,8%, в 2009 году – 63,5%, а за первый квартал текущего года – 65,6%.
Минфин разработал законопроект, предполагающий повышение с 160 тыс. до 500 тыс. руб. на каждого потерпевшего. Будут увеличены и страховые выплаты по имуществу – со 120 тыс. до 200 тыс. руб. Для обеспечения устойчивости ОСАГО необходимо увеличение тарифов на 35–45%, а с учетом новых правил установления расходов на материалы и запчасти требуется дополнительно проиндексировать тарифы на 23%, отметил Бунин.
«Тариф по ОСАГО нужно в принципе поменять, причем изменения должны происходить в зависимости от ситуации в конкретном регионе. Например, сейчас наиболее критическая ситуация с рентабельностью сложилась в Костромской, Вологодской, Мурманской областях. Помимо этого заведомо убыточно страхование по ОСАГО такси и муниципального транспорта. Поэтому следует пересмотреть тарифы по ОСАГО по структуре, то есть по корректирующим коэффициентам и по базовым ставкам. Такой пересмотр может повлечь за собой увеличение тарифов в среднем на 5–10%», – считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.
Вице-президент «Движения автомобилистов» Леонид Ольшанский – последовательный противник ОСАГО, которое, по его мнению, исходит из принципа виновности каждого водителя, пренебрегая закрепленной в Конституции презумпцией невиновности. При этом ОСАГО не избавляет рядовых автомобилистов от бандитских разборок на дорогах и хождений по судам. В бедственное положение автостраховщиков Ольшанский не верит. Сегодня средняя цена страхового полиса в нашей стране составляет около 200 долл. Автопарк России составляет около 35 млн. машин. Получается, что страховые компании ежегодно зарабатывают порядка 7 млрд. долл. И не им говорить о страховом мошенничестве. У автомобилистов масса жалоб на то, что страховщики отказываются компенсировать ущерб от ДТП или выплачивают лишь малую часть ремонта поврежденного автомобиля.
«Если ОСАГО не доходно – откажитесь от него», – говорит Ольшанский. Впрочем, в добровольный отказ со стороны страховщиков он не верит, поскольку ОСАГО – едва ли не самая прибыльная часть страхового бизнеса. Оно выгодно уже тем, что формирует рынок потенциальных клиентов, которым можно предлагать другие страховые продукты. В преддверии выборов 2004 года Госдуме совсем немного не хватило для того, чтобы принять закон о приостановке ОСАГО, напомнил Ольшанский. Этот вопрос не утратил актуальности сейчас. Закон об обязательном автостраховании следует либо отменить, либо радикально переработать, чтобы он в большей мере отвечал интересам автомобилистов. Затевать же разговор о повышении стоимости полисов ОСАГО в условиях острой социально-экономической ситуации в стране, сложившейся сегодня, по меньшей мере безнравственно, считает Ольшанский.
«Причина убыточности страховщиков: резкий обвал по другим видам страхования – в частности, страхования залогового имущества и имущества юридических лиц. И как следствие образование кассового разрыва, с которым страховые компании усиленно борются, в том числе и за счет ужесточения выплатной политики по отношению к клиентам», – говорит управляющий партнер «Страхового магазина Эксперт» Ольга Титова.
По ее мнению, кризис устроил настоящую встряску кадровому корпусу страховых компаний. В результате «на поверхность всплыло» большое количество некомпетентных руководителей, которые своими действиями удвоили и утроили кризисные потери. Неумелое и поспешное управление ухудшает положение не только в конкретных страховых компаниях, но и в отрасли в целом. «И это, несомненно, повлияло на рост убыточности ряда страховщиков», – убеждена Титова. При этом демпингуют, то есть неоправданно снижают цену предложения полисов по другим видам страхования, практически все страховые компании. В результате на 100 клиентов прошлого года сборы в текущем году упали на 30–40%. При этом многие страховщики даже и не предполагают, что им придется расплачиваться по своим обязательствам.
Что касается проблемы мошенничества, то, по словам Титовой, к нему чаще прибегают владельцы «кредитных» автомобилей, которые хотят решить свои проблемы с банком за счет страховщиков. Кроме того, ряд страховых компаний стали чаще отказывать или занижать выплаты по надуманным и необоснованным причинам.