Александр Лукашенко решает непростые экономические задачи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Век Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана может оказаться предельно коротким. На роль могильщика претендует Минск, который в запале информационной войны с Кремлем способен пойти на крайние меры. В частности, инициировать не только развал Союзного государства, но и свертывание масштабных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Оппозиционные силы России и Белоруссии приветствуют конец союза, который может дать старт прагматическому партнерству.
Вчера в Москве состоялась международная конференция на тему: «Конец союза, начало прагматического партнерства?» Обсуждались причины возникновения и вероятные последствия для двусторонних отношений – политических и экономических – информационной войны между Москвой и Минском. Благоприятный исход для каждой из сторон, втянутых в конфликт, не очевиден, а последствия для Союзного государства России и Белоруссии, а также Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана скорее всего окажутся роковыми. Руководитель аналитических проектов белорусской информационной компании БелаПАН Александр Класковский считает, что инициатором развала Таможенного союза выступит президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Момент истины наступит очень скоро», – говорит эксперт. По его словам, Белоруссия и без того вступала в этот союз скрепя сердце, в расчете, что переходный период быстро закончится и она продолжит получать по низким ценам российские энергоносители. Однако в сложившейся ситуации белорусский лидер, фактически уже начавший предвыборную кампанию, вполне может принять решения как минимум о бойкоте процессов экономической интеграции в рамках Таможенного союза. В частности, с января будущего года Белоруссии предстоит повысить пошлины на ввоз на свою территорию подержанных иномарок. Цены на машины вырастут на несколько тысяч евро, что затронет интересы тысяч белорусских семей. В год президентских выборов, когда идет борьба за голоса избирателей, логику действий Лукашенко предугадать несложно. «Теоретически на руинах Таможенного союза и Союзного государства может возникнуть равноправное и прагматичное партнерство», – полагает Класковский. Впрочем, пока он ставит в конце своего прогноза знак вопроса.
«Таможенный союз состоит из одних исключений. Союзного государства нет. Провалены все сколько-нибудь значимые договоренности», – говорит российский политик Владимир Рыжков. Он привел удручающую статистику – с декабря 1991 года, когда было подписано Соглашение о создании СНГ, Москва и Минск заключили более 40 соглашений и договоров, касающихся создания Союзного государства. И ни один из них не работает. Однако Лукашенко умеет находить альтернативу. В частности, за счет диверсификации поставок нефтепродуктов. Российской нефти он нашел замену в Венесуэле, а в качестве вероятного маршрута поставок углеводородного сырья всерьез рассматривается Литва.
Напомнил Рыжков и о растущем китайском присутствии в экономике Белоруссии. Пекин не так давно выручил Лукашенко кредитом в 1 млрд. долл., а теперь создает производства – сборочные, текстильные и т.п. – на белорусской территории. Между тем в повестке дня приватизация белорусских предприятий. Москва проявляет повышенный интерес к этим активам, однако перспективы приобрести их туманны. В какой-то мере России может составить конкуренцию Китай.
Кандидат в президенты Белоруссии Ярослав Романчук полагает, что Лукашенко, разыгрывая китайскую карту, действует в привычной для себя манере. «Китай – большая мистификация. О нем говорят те, кто не знает истинного положения», – подчеркнул Романчук. По его словам, Лукашенко был бы непрочь «загнать» 7–8 млрд. долл., которые гипотетически может предоставить Пекин, в золотовалютные резервы Белоруссии. Однако Китай к этому не готов, он действительно строит отношения с Минском сугубо на прагматичной основе. И если белорусские власти предлагают китайским партнерам приобрести активы предприятия «Беларуськалий» за 5–6 млрд. долл., то последние согласны заплатить не более 2–3 млрд. долл.
Прогноз о будущем Таможенного союза у Романчука негативный, коль скоро Москва не согласна больше взамен экспорта дешевых энергоресурсов получать от Минска имитацию дружбы. Вместо этого политик предлагает создать полноценную зону свободной торговли, в которой будет сохранена свобода перемещения товаров, услуг и рабочей силы.