0
2852
Газета Экономика Интернет-версия

27.08.2010 00:00:00

Киев слезает с газовой трубы

Тэги: украина, газ, цены


украина, газ, цены Танкеры-газовозы могут стать сильным козырем Украины в газовом споре с Россией.
Фото РИА Новости

Украинские власти все громче протестуют против слишком высоких цен на российский газ. На днях премьер-министр страны Николай Азаров заявил о необходимости пересмотра существующих газовых соглашений. А глава украинского Минтопэнерго Юрий Бойко отметил, что Киев мог бы сэкономить как минимум 60 долл. с каждой тысячи кубометров, будь у него в распоряжении терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ). Российские эксперты по-разному оценивают перспективы строительства терминала для приема СПГ. Они согласны в том, что новый украинский терминал дал бы Киеву мощный козырь на переговорах с Москвой. Однако экономическая целесообразность строительства терминала далеко не очевидна.

«Украина сможет получать природный газ по цене 190 долл. за тысячу кубометров после строительства терминала сжиженного природного газа (СПГ) на берегу Черного моря», – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Бойко в среду вечером на заседании Комитета по экономическим реформам. По его словам, кабинет министров Украины еще 31 марта 2010 года утвердил постановление относительно строительства терминала сжиженного газа на берегу Черного моря. Министр также добавил, что до конца года будет готово техническое обоснование этого проекта.

«Если бы мы сегодня имели такой терминал, то экономика просто впечатляет... сегодня мы получаем трубный газ по цене 250 долларов за тысячу кубометров, – сказал чиновник. – Учитывая все составляющие процесса доставки сжиженного газа, после переговоров с Египтом цена на сжиженный газ на входе в Украину будет 190 долларов за тысячу кубометров».

Мнения российских экспертов сходятся только в одном – наличие терминала по приему СПГ наверняка позволило бы Киеву снизить цены на российский газ. Причем независимо от мощности такого предприятия. «Другое дело, что 190 долларов за тысячу кубометров, о которых говорят украинские представители, выглядят спорно, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Сегодня Япония получает СПГ из Катара по 250 долларов, а средняя цена СПГ составляет около 307 долларов за тысячу кубов». Что же касается возможности строительства на Черном море терминала по регазификации СПГ, то теоретически это возможно. Однако встают геополитические препятствия, предупреждает Александров. «По моему мнению, Турция никогда не допустит систематического прохода через свои проливы танкеров-газовозов. Если такое судно, не дай бог, взорвется, то последствия будут куда более страшными, нежели катастрофа аналогичного нефтяного танкера: половина Стамбула просто исчезнет, – предупреждает он. – В частности, в США во время прихода такого газовоза в терминал сопровождает военный корвет, который закрывает значительную часть акватории порта во избежание чрезвычайных ситуаций. В черноморских проливах такой возможности просто не существует».

Впрочем, как напоминает Александров, существовал и альтернативный вариант: туркменский газ мог бы доставляться через территорию Азербайджана и Грузии в терминал, построенный на грузинском черноморском побережье. Однако сегодня этот проект явно тормозится из-за проблем с ценой туркменского газа.

Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что расчеты, сделанные украинскими властями, вполне адекватны рыночной ситуации. «После регазификации цена катарского СПГ составляет как раз эти самые 190 долларов за тысячу кубометров, – отмечает он. – Так что наличие терминала на территории Украины дало бы Киеву весомый козырь в спорах с Россией по цене газа трубопроводного». При этом проблемы с Турцией Крутихин отвергает: «Через Босфор и Дарданеллы сегодня проходят нефтяные танкеры мощностью до 150 тысяч тонн, а газовозы, помимо того что являются более экологичными, еще и обладают куда более меньшим водоизмещением». Сегодня ничто не мешает Болгарии вести переговоры с Катаром об импорте СПГ и строительстве на ее территории предприятия по его регазификации. Цена вопроса не слишком велика – стоимость строительства среднего по мощности терминала около 4 млрд. кубометров газа в год составляет менее 1 млрд. долл.

Судя по всему, Киеву придется задуматься, учитывая, что, как считает Крутихин, до 2030 года цена на спотовый газ будет меньше на 50–70 долл. за тысячу кубометров, нежели топливо по долгосрочным контрактам.

Между тем позавчера украинский премьер Николай Азаров заявил, что Киев намерен добиваться снижения цен российского газа. Он отметил, что по «кабальному» соглашению, заключенному в январе 2009 года, «цена на газ определялась по формуле, которая предусматривала ежеквартальное повышение цены». «Так, в первом квартале текущего года мы получили газ по 330 долларов, и ежеквартально цена повышалась примерно на 25 долларов, – перечислял он. – То есть в четвертом квартале она будет составлять около 390 долларов за тысячу кубометров. Эта формула продолжает действовать. Это факт, который невозможно опровергнуть. Такая цена означала бы катастрофу для экономики и народа Украины». Впрочем, по его словам, не все так страшно, поскольку «только Харьковские соглашения, подписанные президентами Украины и России, позволили снизить цену на газ на 100 долларов за тысячу кубометров и свести концы с концами». Тем не менее украинская сторона ставит своей целью «пересмотреть крайне невыгодное для Украины соглашение с РФ, и мы настойчиво будем убеждать наших российских партнеров в необходимости это сделать».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
480
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
527
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
819
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
344

Другие новости